Веков связующая нить

Когда речь заходит о музее, невольно представляешь себе застывшие в холодных витринах экспонаты, на многие десятилетия лишенные тепла человеческих рук. Но, открыв двери нашего музея, попадаешь в атмосферу, наполненную удивительной теплотой, живым дыханием.

Мы с самого начала отказались от недоступных витрин, поэтому сарафаны и блузки, сшитые более 150 лет назад, можно не только посмотреть, но и прикоснуться к ткани и вышивкам, созданными неизвестными мастерицами. Это скорее современный культурный центр, который не только хранит, но и воссоздает народные праздники и традиции. Официально музей был открыт в 1989 году, но до этого я в течение пяти лет по всему Советскому Союзу занималась поисками экспонатов. Основной целью было запечатлеть историю Междуречья, а трудность заключалась в том, что многое было уничтожено войнами и революциями, и восстанавливать приходилось по крупицам. 

Кто мы такие, городищенцы? Знаем, что в 1827-1832 годах наш поселок был основан переселенцами из Курской и Тамбовской губерний. Те, кто пришел из Суджанского уезда Курской губернии, что на границе с Украиной, малороссы, поселились в южной части села и стали называться «хохлами». Те, кто пришел из Корочанского уезда (некогда – часть Белгородской губернии), поселились в восточной части поселка. «Корочины» – так до сих пор именуется эта часть Городища. Уваровка – по имени села Уварово Тамбовской губернии. И последними пришли крестьяне села Городище со все той же Тамбовщины. Они начали строить дома на самом высоком месте, где потом все вместе возвели храм и назвали село Городище. В 90-е годы побывала в Суджанском районе Курской области. Директор местного музея Алексей Зыбалов очень заинтересовался тем, что наши городищенцы имеют корни в их районе. И, как выяснилось, истоки у нас действительно одни. В этом мы убедились, когда стали перечислять фамилии наших земляков, проживающих или проживавших в южной части села. Оказалось, что в Суджанском районе тоже немало Овчаровых и Алексеенко, Шаповаловых и Шершидских, Меняйленко (Меняйловы)... Беседовали с одной из жительниц деревни Гончаровка Суджанского района: «Какие песни поете? Назовите свою любимую». И она ответила: «Над озером чаечка вьется» и «Скакал казак через долину». Я сразу же вспомнила, как эти песни пела мать моего мужа Мария Ивановна Шаповалова. Во время следующей поездки записали на магнитофон фольклорный ансамбль из села Плехово, который пел старинные песни курян. И уже в 90-е годы воспитанники школы юного экскурсовода при нашем музее, одетые в старинные костюмы суджан, запели песни переселенцев-городищенцев. Костюмы суджан-городищенцев настоящее произведение искусства. Сарафаны из шерсти («волосянка»), красные сарафаны из нанки – все особого кроя. Всего в коллекции женских сарафанов и блуз (рубах) 22 комплекта, а также мужские рубахи и порты, завески, лапти и головной убор «сорока». Две шубы «крытые» – сверху сукно, тончайшее, как шелк, а внутри «печка» – выделанная до белизны овчина. Рукава отделаны вышивкой (уж куда без нее!). Всего в Суджанской музейной коллекции свыше 200 предметов крестьянского быта 30–40-х годов XIX века. Храним мы это богатство, показываем его. Участники нашего фольклорного ансамбля побывали на фестивале в Моравии, получили дипломы. Песни исполняли, и хороводы водили в старинных костюмах. Всех удивляли сарафаны, на которые шло около 30 метров ткани – в этом особенность курских сарафанов. Они были плиссированными и разлетались, как солнце-клеш! Конечно же интересен секрет плиссировки, которая не мнется уже почти два века! Украшены сарафаны вышивкой, бархатной отделкой, позолотой, головной убор «сорока» весь расшит золотой нитью. И это крестьянские костюмы! А какие «холодайки», платки, шали, шторы, занавески, полотенца, покрывала, скатерти – в общем, почти все предметы быта крестьянства, которые сохранили женщины в деревнях в зарытых в землю от фашистов сундуках.  

И это огромное богатство музей имеет благодаря стараниям и заботе мудрого человека-провидца, созидателя, ушедшего от нас совсем недавно, – Героя Социалистического Труда Юрия Николаевича Фролова. Светлая ему память! Во времена безденежья он оказал неоценимую помощь в создании изумительной коллекции курских костюмов и предметов быта, которые составляют этнографический фонд нашего музея. Сегодня у нас экспонатов свыше 40 тысяч! 
Чтобы ожила старина, построили мы своими силами три интерьера:
– «Крестьянская изба» в конце ХIХ – начале ХХ века;
– «Купеческая гостиная и спальня» – конец ХIХ – начало ХХ века;
– «Трактир «У трех медведей» и торговая лавка (конец ХIХ – начало ХХ века).
В этих интерьерах мы проводим театрализованные экскурсии, а помогают в этом наши воспитанники – юные экскурсоводы из школы юного экскурсовода, не одно поколение которых выросло в стенах музея. В нашем музее почти всегда многолюдно. Творчество мастеров и мастериц нашего района знакомит посетителей со старинными ремеслами, технология которых дошли до наших дней с ХVI века. Глядя на потрясающе красивые современные работы – картины, иконы, вышитые бисером, всевозможные украшения, соединение разных видов вышивки, кружева, связанные на коклюшках, сразу вспоминаешь «мастеров-малороссов». А рядом за работой расположились мастерицы, готовые рассказать, как они делают эту красоту. Вот и думаешь о том, что не напрасно мы отправлялись на поиски своего прошлого, берегли и сохраняли это богатство, чтобы никогда не оборвалась «веков связующая нить»!

Поделиться в соцсетях