Владимир Петров: «Моя коллекция похожа на меня»

Владимир Петров: «Моя коллекция похожа на меня»
Для многих станет откровением, что ректор Волгоградского медицинского университета академик РАМН Владимир Петров –обладатель крупной коллекции живописи. Выставка полотен из его личного собрания стала не просто громким событием светской жизни.

Свой лучший зал отдал под экспозицию Волгоградский музей изобразительных искусств. Этот факт говорит о многом. Например, о том, что коллекция доктора Петрова подобрана с большим пониманием и вкусом. По своему качеству, охвату имен и социальной роли она вышла за рамки «домашнего пользования», посчитали эксперты.

В последнее десятилетие в Волгограде стали появляться частные собрания предметов искусства, но обычно они закрыты для посторонних глаз. Это очень замкнутый мир. Владельцы предпочитают не афишировать свои сокровища. То, что Владимир Петров согласился показать их публике, говорит о его смелости и принципиальной позиции мецената, человека, развивающего культуру.

Зрители увидели лишь часть собранных им трехсот картин – более ста лучших полотен и рисунков признанных волгоградских мастеров. Правда, хозяин и раньше не хранил все свои богатства взаперти: многие эти работы украшают аудитории и коридоры медицинского университета.

Ректор рассказывает об истоках увлечения:

– Мои родители были военными медиками, кочевали по медсанбатам. Несмотря на это, у нас всегда висели картины. Так случилось, что моя жена – одна из ведущих профессоров-культурологов, знаток искусства, и эта страсть у нас общая. Но серьезно собирательством я стал заниматься, как часто бывает, случайно. В воскресенье, идучи на рынок за продуктами, замечал художников, стоящих на улице с мольбертами или продающих свои картины. Стал присматриваться, а потом и покупать. Тридцать лет назад это еще было достаточно дешево...

Сознательный выбор коллекционера Петрова – произведения волгоградских авторов, которые запечатлели проспекты, дворики, набережные, людей родного города, почетным гражданином которого он стал. Город, поднимающийся из руин, город строящийся с залитыми солнцем площадями и тенистыми аллеями, причалами и мостами, многих из которых уже нет, широким разливом реки и открывающимся величественным степным простором.

Выставка «Город, в котором тепло» представляет интересную и самобытную волгоградскую художественную школу. Работы художников старшего поколения Червоненко, Черниковой, Легенченко, Зимана, Осикова, затем Урмаева, Прокопенко, Бородина, Тихонова, Коваленко, Батракова, Пугачева, Зверховского, Горябина. В основе коллекции – великолепное собрание живописи и графики Виктора Лосева.

– Очень люблю импрессионизм Виктора Николаевича Лосева. Между прочим, увидев у меня его «Сталинградский дворик», американский посол Вержбоу назвал Лосева русским Ренуаром. А лучше Прокопенко никто не писал улицы нашего города…Моя коллекция – это живая наша история, изложенная художниками, скульпторами, скромными и безумно талантливыми, – комментирует собиратель. – Совсем не покупаю придворных авторов, то есть приближенных к власти и пишущих по заказу. Вы спрашиваете, почему многие врачи собирают и коллекционируют живопись? Потому что наша профессия неразрывно связана с видением страданий. А когда общаешься с полотном, каждый раз находишь в нем что-то то новое. И от этого становится радостно, чувствуешь душевный подъем.

Самая любимая Петровым картина совершенно неожиданная. Холст Батракова «Начало», с которого смотрит Арлекин, готовящийся в первый раз выйти на сцену.

– Всмотритесь в его лицо, в глаза, и вы поймете человека, у которого все впереди и хлеб которого горек. Потрясающая вещь.

Оказалось, Владимир Петров когда-то сам брался за карандаш и кисть.

– Правда, это было давно. В детстве отдыхал на черноморском побережье с родителями и начал рисовать море. И оно у меня получалось. Это длилось несколько лет, а потом само ушло. Я понял, что больше люблю наслаждаться произведениями других.

Поделиться в соцсетях