Военная косточка

Немало представителей сильного пола Волгоградского музыкального театра в свое время были призваны военными комиссариатами на службу ратную и в разных местах нашего Отечества «тянули армейскую лямку», причем образцово, приумножая фронтовую славу старшего поколения своих коллег.

По военным дорогам
С первых дней Великой Отечественной войны 26 человек, которые работали тогда в музкомедии (так раньше сталинградцы с любовью именовали театр оперетты), ушли на фронт. Некоторые добровольцами, в том числе – режиссер Юрий Ерофеев, погибший в бою за Ленинград. Записались в добровольцы и другие артисты, наши замечательные земляки, когда враг вплотную подступил к стенам города на Волге.
С детства являясь поклонником волгоградской оперетты, я не раз беседовал с представителями старшего поколения артистов (многих, увы, уже нет в живых). В разговоре, естественно, затрагивалась тема армии. Приятно было услышать от старожил театра о том, что к армии опереточные актеры относятся с глубоким почтением. Отрадно сознавать и то, что такое же отношение у тех, кто сегодня продолжает дело старшего поколения. Когда, например, видишь, как профессионально играет на сцене Андрей Жданов, понимаешь: без таланта и опыта тут не обойтись. И полной отдачи сил и энергии. Как-то встретил его за кулисами в одном из антрактов спектакля «Сильва» (по традиции в театре не изменяют классике) обомлел – выжитый как лимон. Еще бы! Чтобы сыграть роль Бони (одна из центральных в спектакле) следует быть не только физически крепким, как Андрей, но и уметь, что называется, на втором дыхании танцевать (все три акта) канкан, петь в полный голос, залихватски играть роль комедийного героя.
Разговорились со Ждановым, дескать, как удается создавать кураж на сцене. Улыбнувшись, Андрей поскромничал, мол, само собой всё получается. А вот когда я спросил его: служили ли в армии, тотчас же услышал не без гордости сказанное: «Служил!» Думаю, что уважительное «Служил!» имеет подтекст: недаром отшагал по военным дорогам, коль до сих пор они помнятся и помогают держать марку опереточного артиста. Образно говоря, по военным дорогам Жданов шагает и поныне: в удачно поставленном спектакле о военных летчиках «Небесный тихоход», где рассказывается о настоящей любви и дружбе на фронте (один из лучших мьюзиклов на российской сцене), он играет главную роль – майора Булочкина.
В спектакле занят, можно сказать, цвет мужской половины театра: Игорь Шумский, Роман Байлов, Александр Кутявин, Леонид Маркин, Владимир Колявкин и другие. По отзывам зрителей, свои роли они исполняют столь правдиво, и так ладно сидит на каждом военная форма, что действующие «служивые» могут позавидовать. Конечно же женские роли в «Небесном тихоходе» органично вписываются в общий антураж спектакля. Особенно блистает партнерша Андрея Жданова Наталья Мещерякова, прима театра, исполняющая роль журналистки, заслуженная артистка РФ Лада Семенова, искрометно сыгравшая свою героиню…
Нельзя не заметить, что жена Жданова, Татьяна, тоже играет с ним в различных спектаклях. И нередко «на бис».
Армейская выправка
Хочется отметить тех, кто потерял своих близких. В первую очередь – жену великого (не побоюсь этого слова) Геннадия Шатовского, заслуженного артиста России, сочетавшего дар драматического и комедийного артиста, Майю Шмаевскую, которая большую часть своей жизни тоже отдала театру и продолжает работать в нем до сих пор. В армии она не служила, но военная косточка и ей присуща: одна ответственность чего стоит! А сам Шатовский, помимо прекрасно сыгранных им ролей, многие из которых были главные, в свое время «воспроизвел» на сцене образ Черчилля в музыкально-поэтической композиции «Великий подвиг Сталинграда». Да-да того самого Черчилля, который во Второй мировой войне вместе с Рузвельтом второй фронт открыл, правда, с большим опозданием – тот же Черчилль хитрющий был политик, всё норовил, чтобы Красная Армия увязла в войне и практически одна сдерживала натиск сильнейшего врага до 1944 года. Шатовский хорошо передал характер премьер-министра Великобритании, добившись портретного сходства с ним. Это была его последняя роль, которую он сыграл.
…Вечерело. Два незнакомца то и дело поглядывали на часы своих мобильных телефонов. Увидев двух женщин, спускающихся по выбеленным снегом ступенькам служебного входа в театр, ринулись к ним. Подумалось: «Поклонники». Оказалось – мужья, один – заслуженной артистки России Людмилы Путиловской, другой – артистки оркестра Галины Аверьяновой. Позже я узнал, что и тот, и другой (соответственно – Сергей и Валерий) офицеры запаса, служившие в летных войсках.