Военный флот в миниатюре

75 лет исполнилось 27 октября со дня создания Волжской военной флотилии. Это о ней недвусмысленно высказался в своих мемуарах Маршал Советского Союза Василий Чуйков: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».

«Речные танки» Сталинграда

Если быть точнее, Волжская военная флотилия формировалась дважды. Впервые в августе 1918 года на стороне Красной Армии она принимала участие в боях на Волге и на Каме , во взятии Вольска , Сызрани , Самары и других городов. В те годы в составе флотилии воевал Николай Ефремович Басистый , будущий адмирал и будущий командующий советским Черноморским флот ом.

Вновь Волжская военная флотилия была создана после начала Великой Отечественной войны , в октябре 1941-го . Основой для ее формирования стали речные суда Волжского учебного отряда. К ним также были присовокуплены мобилизованные гражданские суда и вновь построенные бронекатера, два из которых имели на вооружении реактивные минометные установки.

Вплоть до начала Сталинградской битвы Волжская военная флотилия тралила фарватер Волги от вражеских мин, отражала атаки вражеской авиации на гражданские речные суда. Ее боевая история началась летом 1942 года, когда бронекатера флотилии начали сопровождать танкеры с бакинской нефтью, шедшие из Каспия по Волге. С этого времени флотилия была подчинена командованию Сталинградским фронт ом. Она оказывала огневую поддержку защищавшим Сталинград частям Красной Армии, высаживала десанты, переправляла в сражающийся город пополнение для воинских частей, оружие, боеприпасы и продовольствие, а на левый берег Волги вывозила раненых и мирное население.

Своих максимальных размеров Волжская военная флотилия достигла в разгар Сталинградской битвы. Организационно она превратилась к тому времени фактически во «военный флот в миниатюре» – в ее составе имелись все элементы такого флота, например, как Черноморский.

С середины сентября 1942 года катера Волжской военной флотилии стали для 62-й армии главной связующей нитью, соединяющей ее с ее тылами. В светлое время суток они прятались в волжских затонах от налетов гитлеровской авиации. Моряки тем временем откачивали просочившуюся в отсеки воду, заделывали пробоины, чинили поврежденные механизмы. А ночью, под прикрытием темноты, каждое из их судов совершало от 8 до 12 рейсов к правому берегу Волги.

Берег левый, берег правый…

В ходе сражения за Сталинград артиллерией Волжской военной флотилии было уничтожено 3 полка пехоты противника, 20 танков, 13 самолетов, 100 дзотов и блиндажей , 26 артиллерийских батарей. В город с левого берега Волги ей было переправлено около 90 000 солдат и офицеров, 13 000 тонн грузов, а эвакуировано из него 52 000 человек.

В первых числах ноября 1942 года на Волге начался осенний ледоход, а к середине месяца лед на реке встал окончательно. Корабли Волжской военной флотилии при этом вмерзли в лед либо были уведены южнее, ближе к Каспийскому морю. С этого момента снабжение 62- й армии в Сталинграде осуществлялось только по ледовым переправам или по воздуху.

Двум дивизионам бронекатеров Волжской военной флотилии за мужество и героизм, проявленные в ходе Сталинградского сражения, были присвоены звания гвардейских, а ее канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» были награждены орденами Боевого Красного Знамени . Потери флотилии за время Сталинградской битвы составили 3 бронекатера, 18 пароходов, 6 пассажирских катеров, 12 тральщиков и 6 полуглиссеров.

С боями до Берлина

После окончания Сталинградской битвы боевые корабли флотилии были переданы в состав Азовской и Днепровской военных флотилий. В составе Волжской флотилии для очистки фарватера Волги от вражеских мин были оставлены два дивизиона тральщиков.

По окончании этих работ, в июне 1944 года, Волжская военная флотилия была расформирована. Ныне в центральной части Волгограда об ее славном боевом прошлом напоминает стоящий на постаменте бронекатер БК-13. На его палубе имеется подобие рубки, а в носовой части установлена башня от танка Т-34. Это – монумент, посвященный героям Волжской военной флотилии и являющийся составной частью музея-панорамы «Сталинградская битва».

Это скромное, даже по меркам того времени, военное суденышко имеет героическую историю, которой мог бы позавидовать любой современный крейсер. Кроме сражения за Сталинград¸ бронекатер БК-13 участвовал в боях на Днепре, Припяти и на Западном Буге. А затем «речной танк» по каналам и рекам дошел до самого Берлина.

В Волгограде сейчас живет единственный ветеран Волжской военной флотилии, 96-летний капитан первого ранга в отставке Георгий Захаров. В пору Великой Отечественной войны Георгий Ильич был командиром бронекатера БКА-44. За мужество, за безупречную многолетнюю службу в Вооруженных силах СССР он был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, а также многими медалями, в том числе – «За оборону Сталинграда».

В мае 2010 года решением Волгоградской городской думы Георгию Ильичу было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».

DNG