Волгоградцам показали допросы Геринга и Паулюса в Нюрнберге

В музее-панораме "Сталинградская битва" прошла историческая реконструкция эпизодов международного военного трибунала в Нюрнберге

Нередко его называют судом истории. 70 лет назад начался этот беспрецедентный судебный процесс, на котором захваченные в плен нацистские функционеры были осуждены за преступления против мира и человечности.

Эти исторические уроки обсудили участники Международной научно-практической конференции "Нюрнбергский процесс: взгляд сквозь время", состоявшейся накануне в Волгограде. Ярким событием этого форума стала театрализованная реконструкция нескольких эпизодов Нюрнбергского суда.

Он начался 20 ноября 1945 года, всего через полгода после капитуляции Третьего рейха, в одном из уцелевших городских зданий разрушенного Нюрнберга - во Дворце правосудия. Идейные вдохновители гитлеризма, те, кто творил чудовищные злодеяния, оказались на скамье подсудимых.

Обвиняемых, свидетелей, прокуроров изображали артисты волгоградских театров, вкладывая в игру эмоции и драматизм. Студенты ВГИиКа вжились в роли репортеров, стенографистов, американской пехоты, которая охраняла здание Нюрнбергского суда. Каски белые - есть, белые отвороты с пуговицами на военных ботинках - есть, белые портупеи - есть, дотошно сравнивали знатоки. Кстати, аутентичные костюмы были не только у охранников, но и у всех участников. Женские прически с начесами и "бубликами", лычки и лампасы на офицерской форме - соответствовали. Даже часы в зале были не круглые, а квадратные, как на исторических фотографиях.

В реальности процесс шел более 10 месяцев, а инсценировка продолжалась 55 минут.

- При всей театральной условности все же в ней нет ни капли вымысла. Мы работали строго по протоколам Нюрнберга и архивным материалам, - подчеркивает постановщик заслуженный артист России Владимир Бондаренко. - Это документальный театр. Режиссер его Господь Бог, который творил историю, мы лишь старались глубже погрузиться в эпизоды процесса и правильно их отразить.

Ведущие артисты Молодежного театра перевоплотились в Паулюса и Геринга, стараясь показать эмоции и характеры своих исторических персонажей. "Паулюс" был дотошный, педантичный. Он выступил в Нюрнберге как свидетель против военных преступников. "Геринг" ведет себя нагло, цинично. Он огрызается, отрицает улики, что, впрочем, его все равно не спасло.

Выступают те, кто по вине гитлеровцев перенес нечеловеческие страдания в гетто и концлагерях и чудом уцелел. Даже сегодня, спустя 70 лет, почти невыносимо слушать доказательства зверств нацистов… Такими же обличительными оказались включенные в постановку кадры кинохроники битвы на Волге и рассказ о жесточайшей ковровой бомбардировке Сталинграда в августе 1942?го, когда день превратился в ночь, были сметены с лица земли вокзал, заводы, больницы и дома, в развалины в одночасье превратился светлый и просторный город на великой реке.

На стены зала прикреплены огромные копии фотографий 1946 года - это многократно увеличенные снимки Нюрнбергского процесса. Его реальные участники как будто присутствуют рядом и наблюдают, все ли верно вспоминают потомки… Ведь значение и уроки главного судебного процесса двадцатого века нельзя забывать.

Фото: Александр Куликов