Волгоградцев отправили в старый Царицын на трамвае

В Волгограде открыт новый трамвайный маршрут – экскурсионный. По той части города, где чудом сохранились крошечные островки старого Царицына, проехала обозреватель «ВП» Юлия ГРЕЧУХИНА.


Осторожно, двери закрываются. Мы едем в Ворошиловский район. На «лбу» трамвая нет привычных цифр – это не «тройка» и не «четверка». Билеты покупаются заранее, в салон заходит сразу вся экскурсионная группа. Путешествие в прошлое организуется по предварительной записи. Народ не остался равнодушным к необычному турпроекту, людей набралось много.

По ходу вагона пассажиры внимают гиду и послушно крутят головами направо и налево – как будто впервые видят хорошо знакомые улицы. Исторических царицынских застроек прошлого-позапрошлого века в Волгограде осталось очень мало. Вот и приходится напрягать воображение, чтобы «увидеть» то, как все было до революции – трактиры и храмы, богатые особняки и нищие лачуги, лавки и гостиницы, кладбища и дома терпимости, гимназии и пожарные части, скверы и лабазы, булыжные мостовые и немощеные пыльные площади…

Тронулись мы от остановки «Детский центр» на улице Краснознаменской. Хотя нет, по-старому это улица Царицынская… Наш экскурсовод – молодой волгоградский историк Александр Михалев – под перестук колес неутомимо рассказывал об истории трамвая, о местных царицынских достопримечательностях.

Напомнил байки и были уездного Царицына, порой вызывая улыбки на лицах слушателей.

Канувший в прошлое городок предстает нашему внутреннему оку – захолустный, купеческий, не везде благоустроенный и все же со своими легендарными личностями, историческими анекдотами, тягой к прогрессу. В какой-то момент Царицын стали называть русским Чикаго. Ведь не случайно он оказался первым в России уездным городом, заимевшим трамвай. Трамвайное движение открылось 9 апреля 1913 года. Протяженность первой линии к восторгу горожан составила аж 10 километров. Ее обслуживали 11 вагонов, построенных на Мытищинском заводе по проектам русского инженера профессора Шульгина на средства займа. Причем без больших коррупционных скандалов.

Минуем район Голубинка (ныне улица Голубинская), где находился городской острог – как сегодня СИЗО. У тамошних сидельцев были «меблированные» камеры – по одной табуретке на брата.

Дальше через пойму Царицы шел виадук, ныне засыпанный, скрытый в толще земли. Но крайние опоры его сохранялись до недавнего времени. Примеряем к себе роль пассажиров общественного транспорта прошлого века. Правила гласили, что «лица нетрезвые в вагон не принимаются». Вход был воспрещен и девушкам в шляпках с заколками без специального предохранителя, дабы от тряски защелки не открылись и никого не поранили. А вагоновожатым категорически запрещалось устраивать… гонки с извозчиками – бывало и такое.

… Проезжаем неизвестные районы. Мало кто сейчас помнит и знает, где сто лет назад в Царицыне располагались Старопольские балаганы (это кварталы, окружающие улицы Елецкую, Дубовскую и Красносельскую), Колесные ряды (массивы, окружающие Славянскую, Краснослободскую, Муромскую и Козмодемьянскую улицы) и Солдатские места (кварталы, окруженные улицами Дубовской, Краснослободской, Ростовской и Козмодемьянской).

Стоимость проезда на трамвае была в зависимости от перегона 3, 5 и 8 копеек. Для сравнения: на 30 копеек можно было заказать обильный обед в ресторане. Проезжаем мимо станции Тихорецкой – не удивляйтесь, теперь она называется «Волгоград-2». Катим по улице Липецкой (ныне Баррикадная), пересекаем Княгининскую (сейчас Рабоче-Крестьянская), спускаемся до Сердобской (теперь улица КИМ).

Попутно узнаем, что такое Зацарицынский форштадт – местность, ограниченная Волгой, Царицей и отрогами речки Ельшанки, вдоль которой протянулся Астраханский тракт. Особое место в планировочной структуре форштадта занимала прибрежная зона, на развитие которой повлияло появление на Волге пароходов и строительство железной дороги.

...Въезжаем в городские трущобы. Самая скученная, густонаселенная местность Царицына – это район Кавказ, льнущий к Волге. Переулки чрезвычайно узки и кривы, гористы, пересекаются оврагами; домишки жмутся друг к другу, между ними много землянок – здесь часто горели деревянные сараюхи.

Экскурс в царицынское ретро подходит к концу, участники вояжа довольны. Поездки в прошлое будут продолжены. Проект планируется поставить на постоянные рельсы.

DNG