Волгоградцев учат хранить семейную историю

В городском конкурсе творческих работ по генеалогии приняли участие более 30 юных исследователей. Троим участникам научные сотрудники Государственного архива Волгоградской области сделали предложение пополнить фонды госархива своими исследовательскими работами.


Тарасу Терехову, Дмитрию Горбунову и Екатерине Голубевей были вручены специальные документы, закрепляющие это предложение. Их работы были выбраны потому, что содержали документы, отражающие историю нашего края – воспоминания о периоде Первой мировой войны, периоде НЭПа, Сталинградской битвы.

Для конкурсных работ школьники собирали генеалогический материал – устные сведения, фотографии, документы семейных архивов, фамильные реликвии и оформляли их в виде творческих работ. Исследователи строили древо восходящего родства, карту миграции предков, делали словарь фамилий и имен.

– Для того, чтобы научить волгоградцев, как нужно собирать семейную историю, как ее исследовать, нами разработано 12 электронных презентаций, – рассказывает педагог-организатор историко-краеведческого отдела ДЮЦ Волгограда Светлана Воротилова. – Их предлагают всем желающим педагогам, которые хотят с учениками заняться историей рода.

К исследовательской работе, как правило, подключаются старшие родственники, но бывает так, что она объединяет всю семью и даже помогает восстановить давно разорванные связи. Бабушки дедушки подсказывают, как выйти на тех родственников, с которыми мало общаются.

Такое обучение и исследовательская работа, по сути, закладывают новые семейные традиции – ведение семейной истории, сбор документов, запись воспоминания старших родственников.

– Сегодня редко кто хранит документы, фотографии, – говорит Светлана Воротилова. – Поэтому для нас ценно, что после конкурса многие ребята продолжают свою работу. Для многих из них было удивительно то, что судьбы их бабушек и дедушек тесно переплетены с важными событиями страны.

В начале курса обучения азам сохранения семейной истории школьникам объясняют, как собирать генеалогическое досье. Дети разыскивают и систематизируют все документы, изучают фотографии. Для тех ребят, которые имеют местные корни, подготовлена специальная образовательная программа в областном госархиве.

– Там нам помогают найти метрические книги по тем селам, где родились их родственники, – отмечает Светлана Воротилова. – И многие находили в них своих дважды прабабушек и прадедушек.

Учат детей также писать биографию одного из предков. «Моя бабушка пережила Сталинградскую битву, – рассказывает победительница конкурса Екатерина Голубева. – Она мне рассказывала о том, как выживали во время войны и в послевоенное время. Ей было 15 лет, когда закончилась войны, надеть было нечего. Она где-то раздобыла шинель и огромные ботинки. И в таком виде подалась на завод».

Некоторые участники смогли узнать о своих корнях аж до девятого колена. Десятиклассница Алина Левченко изучала историю своего рода по материнской ветви. Она говорит, что знала – все ее предки казачьего происхождения. Но в ходе исследования неожиданно нашла в книге Владимира Весова упоминание о Елисее Калачеве, который и есть ее предок. «О нем написано, что он Георгиевский кавалер, что успешно служил в царской армии. Потом перешел на сторону красных, – рассказывает Алина. – Но самое интересное, что у моей бабушки хранилась фотография знаменитого предка. Она всегда говорила, что ее дед красный командир. Когда мы начали рассматривать фотографию, то увидели у него на груди георгиевские кресты. Причем было видно, что фотография явно отрезанная. Уже позже удалось выяснить, что он был сфотографирован с атаманом Павлом Моторыгиным, раскулаченным и расстрелянным в конце 20-х годов».

Участники конкурса говорят о том, что эта работа изменила их взгляд на свою семью, на старших родственников. Они стали ощущать себя частью непрерывного потока жизни, осознали значимость каждого родственника и захотели как можно дольше хранить память о родных.

DNG