Волгоградцы познакомились с мастером силуэта Еленой Тюнькиной

В Волгограде открыта персональная выставка графики Елены Тюнькиной. Это новое имя для наших любителей искусства. Член Союза художников Туркменистана, Елена недавно приехала из Ашхабада, где была одним из ведущих мастеров линогравюры. Она виртуозно владеет редкой техникой силуэта.

– База этой камерной экспозиции – офорты, литографии и линогравюры. Работы в печатной графике дорогого стоят. На станковых всероссийских выставках выставкомы их всегда охотно отбирают. Не каждый художник решается перевести свой рисунок на язык гравюры, это считается ступенью в более высокий профессионализм, – комментирует искусствовед Лидия Ишкова. – Выставка интересна еще и тем, что в графике Елены Тюнькиной волгоградцы увидели необычные темы и мотивы. На творчество художницы оказала влияние культура Туркменистана, его поэзия и архитектура.

Мы не знаем, как развивается современное искусство этой достаточно закрытой страны, а тут совершаем в него небольшой экскурс. Листы маленькие, требуют детального и близкого рассмотрения. В жанровые сценки и пейзажи органично вплетены ковровые орнаменты, которые придают эпическую строгость сюжетам.

Елена горожанка, но с удовольствием изображает картинки сельской жизни Туркмении, особенно тяготеет к женским национальным обрядам. Например, на «гелин той» (свадьбу невесты) женщины со всего села несут гостинцы, сласти в узелках из платков. При уходе им возвращают узлы с подарками, равноценными принесенным.

– Женская тема мне всегда интересна, я буду ее продолжать, и не важно, в какой национальный орнамент я ее упакую, – говорит Елена.

Она со своей семьей уехала из Туркмении в Россию, «чтобы ребенок учился на русском языке и в русской школе». Теперь Елена продолжит работу на волгоградской земле.

Тюнькина виртуозно владеет редкой техникой силуэта. Многофигурные композиции-силуэты насыщены символами, этническими узорами. Искусство силуэта было в моде в России в 18 веке, сейчас не многие художники с ним экспериментируют.

– В Туркмении я была единственной. Вырезаю маленькими ножничками из плотной черной бумаги фигурки и наклеиваю их на бумагу. Тонкость в том, чтобы игра черного и белого показала объем, пространство. Этому нигде не учат, приходит само.