Волгоградская хоровая капелла отметила 70-летие

Волгоградская хоровая капелла уникальна уже тем, что родилась, едва отгрохотали залпы Сталинградской битвы. Город стоял в руинах, а в нем появился певческий коллектив. Причем в отличие от наших дней – чисто женский.

– Первым руководителем этого женского хора была Александра Ивановна Романова, дирижер-хоровик, выпускница Ленинградской консерватории. Она создала этот женский коллектив уже в мае 1943 года. Уникально, что это произошло в разрушенном Сталинграде, – напоминает Борис Плеханов, заслуженный деятель искусств РФ, доцент Волгоградской консерватории имени Серебрякова. Сам Борис Константинович возглавлял хоровую капеллу с 1999-го по 2005-й. Он рассказывает:

– На моей памяти одна из самых ярких страниц истории капеллы связана с приглашением в 1967-м в Волгоград известного в стране дирижера, талантливого музыканта, выпускника Киевской консерватории Ивана Эммануиловича Лупола. За его плечами был фронт.

Особое внимание Лупол уделял программам песен о войне. Он сам делал переложения, с ними капеллу с неизменной теплотой принимали на всех площадках города и области. Такие концерты никого не оставляли равнодушными, зрители плакали в зале, артисты отдавали им часть своей души. За 20 лет под руководством Лупола обогатился репертуар хоровой капеллы, вырос исполнительский уровень (в коллектив приглашались выпускники вузов страны), расширилась гастрольная география, охватившая практически всю территорию СССР.

Капелла и под руководством Плеханова много ездила – он с удовольствием вспоминает успех в Кавминводах, в гастрольных поездках по Германии.

– Сейчас, увы, капелла не выезжает на гастроли. Не радуют и зарплаты вокалистов, – сетует он. Как любой творческий коллектив, капелла переживала взлеты и кризисы.

С 2011 года ее художественным руководителем стал Алексей Малый – доцент кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса дирижеров.

– Капелла за последнее время не только воссоздана благодаря инициативе регионального министерства культуры, но и набирает исполнительские обороты. На репетициях я вижу профессионалов, которые в работе забывают о собственных проблемах, – говорит Алексей Малый. Его волнует, что в Волгограде за последние десятилетия утрачена культура хоровой музыки, эстетического восприятия элитарного хорового искусства, ушло в небытие хоровое общество. Создавшийся вакуум можно заполнять. Ведь в мире хоровое пение очень популярно, но там в отличие от нас существует масса певческих объединений, ассоциаций, фестивалей.

– Для нас очень актуальна популяризация хорового жанра, – соглашается директор Волгоградской областной филармонии Виктор Кияшко, – достигнута договоренность на будущий год вместе с консерваторией провести фестиваль хорового искусства, с конкурсом хоров учебных заведений, возрождением хорового общества. Нужна хоровая аристократия среди молодежи.

На «провокационный» вопрос журналиста, реально ли в Волгограде повторение петербургского флэш-моба, когда на ступеньках Исаакия выступил сводный хор из четырех тысяч человек, специалисты качают головами: «У нас в городе это сложно. Можно собрать 200-300 голосов, но никак не тысячу. Самодеятельные хоры очень редко поют в академической манере, в основном у них народная, казачья песня».

– В капеллу входят 50 человек, яркие индивидуальности со своим творческим эго. Направить их в единое творческое русло, чтобы люди работали заинтересованно единой командой, – наша задача, – говорит Александр Лаврушкин, главный хормейстер Волгоградской хоровой капеллы. – Нельзя забывать истоков, но мы сейчас озабочены в первую очередь развитием коллектива, движением капеллы к новым творческим рубежам, исполнительскому качеству. Это происходит через репертуар, в основе которого останется классическая хоровая музыка Чеснокова, Гречанинова, Калинникова, Рахманинова, Чайковского. Иногда нас упрекают в «музейности». С этим мне трудно согласиться, ведь есть законы жанра. Думаю, именно через музыку, ее новую трактовку и актерское эмоциональное исполнение возможно добиться более современного стиля. Нам интересен музыкальный пласт, связанный со второй половиной 20-го века, произведения незаурядных композиторов-современников.

Тем, у кого слово «капелла» вызывает скуку, можно сказать одно: ни один рукотворный музыкальный инструмент не в силах заменить природную красоту человеческого голоса.