Волгоградский молодежный театр показал новый спектакль о загадочном герое Достоевского

Волгоградский молодежный театр показал новый спектакль о загадочном герое Достоевского
В Волгоградском молодежном театре состоялась главная премьера сезона. Зрители увидели спектакль «Свидригайлов» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Над ним работали приглашенные режиссер заслуженный артист России Адгур Кове и художник (сценография и костюмы) Кирилл Мартынов. Дуэт многообещающий, ведь предыдущий их спектакль на той же сцене – версия пушкинской «Пиковой дамы» – уже несколько лет пользуется у волгоградцев стабильным успехом, билеты на него достать сложно.

История о бедном студенте, убившем старушку ради своего чудовищного эксперимента, – как же она всем надоела в школьные годы! Но тут совсем другое дело – на новый спектакль стоит пойти не только подросткам «в рамках школьной программы», но и всем, кто любит настоящий театр с прочтением вечных человеческих проблем без школярской банальности. Правда, перед походом на «Свидригайлова» лучше бы освежить в памяти перипетии знаменитого романа: легче будет воспринимать постановку в необычном жанре «вояж».

Режиссер определенно старался уйти от стереотипов: Родион Раскольников неожиданно оказался в тени, а на первый план вышел его двойник Свидригайлов – непонятный, с мрачными тайнами в прошлом, непредсказуемый в условном настоящем. У каждого – и у Раскольникова, и у Свидригайлова – тяжким грузом лежат на совести совершенные ими смертные грехи. Но расплачиваются за них оба по-разному.

Удивил Адгур Кове на импровизированной пресс-конференции после предпоказа спектакля, когда сказал, что Свидригайлова принято клеймить, а он человек с прекрасной душой, прошедший через ломку жизненных невзгод и сумевший в конце концов перебороть в себе все гадкое. Прегрешений за Аркадием Ивановичем Свидригайловым на самом деле числится немало. Господин этот довольно-таки забубенный и порочный, с подмоченной репутацией, любит «клоаки именно с грязнотцой».

Поговаривают, он изменял жене, отравил ее, надругался над глухонемой девочкой, довел до самоубийства крестьянина Филиппа. Но, несмотря на сплетни, наверняка никто ничего о нем не знает. Свидригайлов окутан загадками, и все, что связано с его зверскими душегубствами, дано намеком, иносказанием, с чужих слов – так у Достоевского, тексту которого бережно следовали создатели спектакля. Зыбкость, обманчивость, атмосфера морока мастерски переданы благодаря изысканному и в то же время лаконичному сценографическому решению.

Деревянный и наклоненный в сторону зрителей то ли помост-эшафот, то ли настил в деревенской бане. Там под ним есть второе дно, подземелье, откуда время от времени показываются фантомы живых людей и призраки мертвых.

Сверху свисают прозрачные сталактиты, в которых пытливые зрители опознали медицинские капельницы. Климат в этом странном месте по-петербургски сырой и мрачный. Звонкие капли падают с потолка в подставленные тазы, отмечая оставшиеся секунды до отбытия Свидригайлова в его последний «вояж», из которого тот уж никогда не вернется.

Кстати, именно в деревенских баньках по народным поверьям существовал портал в тонкий мир. И гости «оттуда» не замедлили явиться. В белых смертных одеяниях покойные Марфа (Наталья Стрельцова), Филипп (Игорь Мишин), мертвая девочка (Кира Котова) хороводятся, перемигиваются, заигрывают с живыми.

Метафора бани-чистилища доведена до конца: есть тут местный Харон (Артем Трудов), похожий сразу и на охранника-чоповца, и на пожарника, бдящего за порядком у входа в геенну огненную. В поэтичном и жутком мире спектакля водится всякая веселая нечисть и чертовщина. Остроумную пластику реальных и потусторонних существ придумал балетмейстер Денис Постоев – смотрится легко и зрелищно.

Кинематографичности происходящему добавляет музыка в минималистском стиле Макса Рихтера, Анджело Бадаламенти, Филиппа Гласса, Горана Бреговича. Чары сгущаются – то, что надо для выхода Свидригайлова. Ох как хорош в этой роли заслуженный артист России Владимир Бондаренко, и ох как не прост его герой, ох как не прост…

Он хитер, изворотлив, ловок и не брезглив. То рассыпается мелким бисером, то с наслаждением играет со своими визави как кошка с мышью. В сценах с Дуней мужская страсть Свидригайлова – неподдельная и гибельная, не уступает под дулом револьвера. Вообще когда Свидригайлов перестает притворяться, его голос звучит с настоящей силой – силой характера, ума, сострадания. Уж он-то понимает Раскольникова (Нодари Вешагури) как никто другой. Ведь Свидригайлов и сам ходит теми же кругами земного ада, страдая от страшных воспоминаний и пытаясь прогнать незваных потусторонних посетителей. К сожалению, рядом с таким колоритным персонажем окружающие его герои показались слишком бесцветными, хотя может быть это и закономерно…

Растлитель он или мученик, подлец или благородный человек?

«Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва?» – говорит Свидригайлов, и остается восхищаться, насколько точно Бондаренко передает всю противоречивость этой по-русски широкой натуры, вслед за Достоевским повторяя: «Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности».

Многое угадано Достоевским в этой фразе, начиная от исторического пути России, заканчивая национальным характером, где от преступления до святости расстояние иногда короткое. Неизвестно, как дошел Свидригайлов «до жизни такой», что именно перенес он в детстве и юности, какие конкретно обстоятельства его исковеркали. Но прежде чем попасть в руки к Харону и окончательно исчезнуть «там», скрыться из виду, он совершает несколько неожиданных и добрых поступков. А прощальный взгляд Свидригайлова/Бондаренко – это поразительный взгляд беззащитного ребенка, одинокого и брошенного в страшном мире.

Так и уходит налегке, раздав деньги, захватив, похоже, единственную ценность – некий медальон на цепочке. Еще одна загадка, на которую нет окончательного ответа…

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях