Волжан приглашают поддержать открытие музея-мастерской Малкова

Неприметная дверь в стене открывается, шаг – и ты оказываешься в другой реальности. Здесь была мастерская известного скульптора, недавно ушедшего из жизни.

А теперь тут особенное, «странное место», будто из «Алисы в Стране чудес»: тут живут сотни необычных вещей и нерассказанных историй, а у пространства есть четвертое измерение.

Семь тысяч предметов

Здесь, в Волжском, в мастерской покойного Петра Лукича Малкова, уже через год может появиться небывалый музей, точнее – арт-центр. На осуществление уникального проекта благотворительным фондом выделен крупный грант. Несмотря на это о будущем открытии музея сейчас приходится говорить с осторожностью, что тоже странно.

…Шаг за шагом мы во внутреннем дворике, городского шума не слышно совсем. Когда-то тут работал скульптор, сегодня на этой территории можно было бы возобновить отливку скульптуры в учебно-познавательных целях, можно устроить сад скульптуры, все для этого есть. Входим внутрь мастерской. Не могу избавиться от ощущения, что передо мной каким-то чудом раздвинулись стены и потолок.

– Петр Лукич приехал сюда, в дом на площадь Свердлова, проспект Ленина, 44, напротив кинотеатра «Спутник», в 1968-м. Когда здание строилось, отец подружился с архитекторами, и они под него немножко изменили проект. Он внес свои деньги, и для него углубили котлован, потому что скульп­турной мастерской нужны были высотность, размах, – рассказывает дочь владельца, искусствовед Ольга Малкова.

Так вот почему здесь столько простора! На столах, стеллажах, стенах живут сотни необычных вещей. Это собрание из семи тысяч предметов не похоже ни на что. Художественный салон, антикварная лавка, студия живописи – все сравнения, приходящие на ум, сразу отбрасываешь. Потому что ни с чем не сравнима эта творческая кухня художника, мощную ауру которой усиливают коллекции редкостей. Пожалуй, дня не хватит, чтобы полностью осмотреть богатство.

Слепки античной и классической скульп­туры, которые Петр Малков постоянно привозил из поездок и экспедиций. Десятки собственных работ мастера. Множество пособий для обучения рисунку, скульптуре, пластической анатомии, разнообразных архитектурных макетов, скульптурных эскизов в глине и пластилине. Огромная фонотека – пластинки, стопка которых громоздится на полке, здесь звучали.

Колоссальный архив – рисунки, фотографии, газетные вырезки, по которым легко проследить, как рождались знаменитые памятники. Например, в одной из папок листы, которые наглядно показывают этапы работы над рельефом стены Дома Павлова. Инструменты скульптора – стеки, колун, бучарда. Взвесив такую кувалдочку в руке, оценишь это нелегкое ремесло.

Требуются меценаты

Работы Петра Малкова с детства знакомы волгоградцам и волжанам, просто не все знают имя создателя. Мемориальная стена-рельеф на Доме Павлова (в соавторстве), памятник североморцам у элеватора в Ворошиловском районе, памятник морякам Волжско-Каспийской флотилии (остановка «Красный Октябрь»). 11 памятников работы Малкова находятся в Волжском. Самые известные – Пушкину, Карбышеву, монумент Комсомольской славы у Дворца культуры «Волгоградгидрострой», стела на въезде в город.

В мастерской есть неосуществленные произведения. Памятник Кампанелле – где как не в Волжском, настоящем городе Солнца, мог бы стоять такой?

По мнению авторитетных экспертов, это потрясающий ресурс не просто для традиционной мемориальной выставки, а для современного интерактивного музея, музея-мастерской, арт-площадки, где можно было бы проводить мастер-классы со взрослыми и занятия для детей. Подобных музеев-скульп­турных мастерских в нестоличных городах не существует.

Власти города приняли принципиально важное решение о музеефикации мастерской Петра Малкова и передаче ее Волжскому музейно-выставочному комплексу. Сейчас его научные сотрудники, семья художника, энтузиасты разбирают архив и личные вещи, составляют предварительные акты передачи в фонды музея крупных работ, инструментов скульптора.

Вместе с тем бюджетное финансирование объекта не открыто. А деньги нужны на самое необходимое и одновременно на то, что нельзя финансировать через грант, – на пожарную сигнализацию, элементарный ремонт, замену коммуникаций, коммунальные платежи. То, без чего ВМВК не сможет содержать новое подразделение.

– Мы пытаемся наладить сотрудничество с бизнесом, – рассказывает руководитель проекта и заведующий волжской картинной галереей имени Черноскутова Федор Ермолов, – надеемся на то, что меценаты помогут нам хотя бы частично закрыть насущные потребности. Будет организован сбор средств через Интернет по принципу краудфандинга – народного финансирования. Мы будем счастливы, если вдруг у кого-то появится возможность выполнить отдельные виды работ – поменять здесь окна, покрасить стены, настелить линолеум. Группы мастерской Малкова вы можете найти в социальных сетях. Можно обращаться к нам в выставочный зал. Фактически ответственность за создание уникального музея сейчас ложится на плечи общества. Мы делаем все возможное, чтобы превратить мастерскую Петра Лукича в уникальный современный музей, и будем рады любой помощи земляков.