Воздух, который поет

У него нет ни клавиш, как на пианино, ни струн, как на скрипке. Терменвокс – самый экзотический на свете музыкальный инструмент.

С виду он смахивает на небольшой аппарат из физической лаборатории, зато может звучать и как пианино, и как скрипка, виолончель, флейта, и как человеческий голос. 
Исполнитель, делая над терменвоксом «магические» пассы, достает звук как бы из ничего, из воздуха. Раздается нечто, похожее на космический ветер, марсианский шепот. А еще на скрип, свист, писк, щебет, скрежет и бульканье – разные шумы, которые имитирует терменвокс.
На этом хитром акустическом приборе исполняется и классическая музыка, приобретая поистине «неземные» краски.
В чем тут фокус
Но услышать терменвокс можно лишь на концертах редких профессионалов. Один из них – Олеся Ростовская, без преувеличения уникальный музыкант, единственный концерт которой состоится 21 января в Центральном концертном зале Волгоградской областной филармонии.
На вечере прозвучат орган и терменвокс. В программе: произведения Баха – Гуно, Сен-Санса, Глинки, Шуберта, Дебюсси, Масканьи и других композиторов. Солистка, понимая закономерный интерес публики к необычному инструменту, расскажет о терменвоксе и ответит на вопросы слушателей.
– Мы пригласили Олесю Ростовскую, потому что она входит в первую десятку мировых исполнителей, играющих классическую музыку на терменвоксе. Она владеет органом, карильоном (многоголосый колокольный инструмент) и терменвоксом, прекрасно импровизирует, – поясняет директор областной филармонии Виктор Кияшко.
Для управления терменвоксом нужна ювелирная точность. В этом заключается искусство солиста. Представьте: на сцену выносится терменвокс – ящичек с двумя антеннами. Одна из них отвечает за высоту звука. Чем ближе к ней руки музыканта, тем звук выше.
Вторая подковообразная антенна ведает громкостью и тональностью. Музыкант похож на фокусника, который взмахами ладоней и странными жестами оживляет с виду неинтересный ящичек. Солисту надо запомнить не только ноты, но и расстояния до антенн, правильно настроить генератор. Но в основном он работает по слуху.
Обо всем этом можно узнать из интереснейших видеолекций Олеси Ростовской, которые выложены в Интернете. Однако, судя по по форумам, воспринимать ее игру лучше все-таки не в Сети, а непосредственно в зале, это совсем другой коленкор.
Термен играет на вольтметре
Олеся Ростовская – выпускница Московской консерватории, активно пишущий композитор, мультиинструменталист. И в каком-то смысле – наследница Льва Сергеевича Термена. Того выдающегося ученого, который изобрел терменвокс в 1919 году. О его невероятной жизни, достойной романа, слагаются легенды.
Портреты Льва Термена могли бы занять законное место рядом с портретами Эдисона и Эйнштейна. Но Термен работал на советскую военную промышленность, прошел сталинские лагеря и был засекречен.
Терменвокс появился на свет в результате исследований Льва Сергеевича под началом академика Иоффе. Коллеги-физики острили, что Термен играет на вольтметре.
В «шарашках» Москвы, Омска и Ленинграда Термен трудился над созданием приборов радиоуправления и радиоконтроля, систем сигнализаций и аппаратуры прослушивания. И увлекался радиомузыкой. Скончался он в безвестности на родине в 1993 году и был похоронен на Новокунцевском кладбище Москвы.
Олеся Ростовская рассказывает в интервью, что основам игры на терменвоксе она научилась у родственницы Льва Сергеевича. Затем самостоятельно совершенствовалась, искала репертуар. Услышать «живую» игру на терменвоксе – удача для волгоградских меломанов и широкой публики.