Время собирать цветные камни

  • Когда делали граффити на фасаде АКИ, не ожидали такого наплыва желающих оставить свой яркий отпечаток ладони
  • Когда делали граффити на фасаде АКИ, не ожидали такого наплыва желающих оставить свой яркий отпечаток ладони
  • волгоградцев знакомили с новой музыкой ...
  • ...на концертах в волгоградском троллейбусе
  • интерес у горожан вызвали фестиваль современной немецкой культуры
  • ...и Школа народной реставрации
  • ...и Школа народной реставрации
  • ...и Школа народной реставрации
  • ...Российско-германская предрождественская ярмарка
  • ...Российско-германская предрождественская ярмарка
У директора Агентства культурных инициатив мы спросили, легко ли искать деньги на культуру. Исполнилось ровно четыре года, как в Волгоградской области было создано Агентство культурных инициатив. Благодаря этой небольшой организации в нашем регионе случилось много интересных и нестандартных событий, которые украсили досуг волгоградцев. С директором АКИ Еленой Собиновой мы поговорили, откуда берутся идеи и легко ли искать деньги на культуру.

– Елена, как бы вы коротко объяснили смысл Агентства культурных инициатив?

– Мы работаем для развития разнообразной и качественной культурной среды на территории региона. Свою миссию видим в продвижении социокультурных проектов и программ, творческих инициатив с привлечением средств из различных, в том числе внебюджетных, источников. Концентрируемся не просто на разовых событиях, но делаем программы, имеющие устойчивый долгосрочный результат. Например, в результате одного проекта возникла музыкальная группа – ансамбль новой музыки (это направление раньше было практически не представлено в городе), которая затем участвовала в других проектах. Кроме того, в этом году наше Агентство стало оператором всероссийского грантового конкурса. Это реальные вложения в развитие территории.

– А почему не доверить все это чиновникам, какому-то культурному учреждению? Зачем понадобилось создавать Агентство?

– Агентство – учреждение нового типа, многопрофильное, более приспособлено к решению современных задач, стоящих перед сферой культуры. Нам проще и легче вести межведомственное взаимодействие, находить партнеров из самых разных сфер, отраслей. Это могут быть независимые музыканты, фотографы, дизайнеры, самостоятельные творческие объединения. В штате у нас всего восемь человек. Мы приглашаем специалистов для реализации конкретных проектов на основе краткосрочных договоров. Такая политика позволяет экономить бюджетные средства и с меньшими затратами делать крупные проекты. К 2014 году мы вышли на достойный финансовый показатель. Нам удалось получить поддержку таких серьезных грантодателей, как благотворительный фонд Владимира Потанина, фонд Михаила Прохорова, Российский гуманитарный научный фонд, Гете-институт.

Кроме того, с 2011 года Агентство является постоянным партнером программы «Менеджеры в сфере культуры» фонда имени Роберта Боша. Эта программа реализуется только в пяти регионах Российской Федерации, включая и Волгоградскую область. Волгоградский регион выбран в программу на конкурсной основе.

Только в рамках этой программы на территорию Волгоградской области с помощью Агентства пришли более 5 млн рублей на фестивали исполнительских и визуальных искусств, кинематографии, анимации. Это хорошие инвестиции не только в отрасль культуры, но и саму территорию. То, что в сентябре Волгоградская область повторно вошла в программу, говорит о доверии со стороны крупного международного партнера и о качестве нашей совместной работы.

– Недавно вам удалось выйти на благотворительный фонд Тимченко?

– Да, мы стали оператором всероссийского грантового конкурса «Культурная мозаика» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко по Южному и Северокавказскому федеральным округам. Конкурс проводится при содействии Минкульта России и направлен на поддержку культурных проектов в малых городах и селах. Это реальные деньги. Победившие в конкурсе учреждения культуры Волгоградской области в этом году получат более 2 млн рублей.

То, что мы как оператор конкурса вышли за пределы региона на уровень федеральных округов, говорит об определенной репутации нашего Агентства. Для нас это такой же предмет гордости, как и заметные арт-события, организованные нами.

– Кстати, какие из них стали для вас знаковыми?

– Надо понимать, что только с 2012-го по 2013 год мы реализовали более 50 социокультурных проектов, подготовили более 300 мероприятий. Я бы выделила уникальный музейный образовательный проект «Школа народной реставрации». Масштабное событие – Российско-германская предрождественская выставка-ярмарка. Она стала лауреатом национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards. Мы за нее бились и победили, это тоже признание.

– Жаль, что в прошлом году ярмарку решили не проводить…

– …по не зависящим от нас обстоятельствам. Это досадно. Но мы очень надеемся, что в этом году она состоится.

– Фестиваль короткометражного и анимационного кино «Вкратце» – ваш авторский продукт?

– Он придуман нашими специалистами на основе существующих мировых практик специально для Волгограда. Приятно, что уже второй «Вкратце» привлек внимание российских партнеров, вошел в рейтинг (топ-7) журнала «Русский репортер». Работаем над тем, чтобы выводить фестиваль на международный уровень.

– Социокультурные проекты – это сегодняшний тренд. Чувствуете ли недостаток проектной культуры?

– Да, такое периодически встречается. В хороших идеях, как правило, недостатка нет, но у авторов порой не хватает знаний о технологии их реализации, умения их грамотно подавать, привлекать под них ресурсы.

– Агентство может помочь в этом?

– Конечно. Мы уже не первый год проводим бесплатные открытые семинары по проектному менеджменту, через которые прошли десятки слушателей. Отслеживая этих ребят, которые учились новым методам социокультурного проектирования, мы видим, что они успешно используют этот опыт, по тому, как они презентуют свои наработки в публичном пространстве. Второе – мы также на безвозмездной основе проводим непосредственное консультирование по написанию грантовых заявок.

– Какие интересные частные инициативы вы сопровождали?

– Из последних могу назвать оригинальный проект «Пакуемся» Артема Шалаева о самостоятельных путешествиях. Удачным оказался симпатичный проект двух общественных активисток Полины Мартыновой и Ольги Сенченко «Маленькие свободные библиотеки». Осенью прошлого года девочки нашли партнеров – мастера и художника, которые изготовили книжные домики. А мы помогли им решить вопросы согласования.

Интересен проект студентки ВГСПУ Марии Аль-Гунаид по повышению интернет-грамотности среди пенсионеров «Внучек, я онлайн», для которого мы предоставили информационные ресурсы и площадку. Пенсионеры с удовольствием учились обращаться с мышкой и находить нужные сайты.

Активно шел социальный проект «Школа блогеров», где желающих обучали навыкам коммуникаций, работы в социальных медиа, ведения ЖЖ.

Замечательный проект «Русский бал» возрождает традиции светских раутов. Здесь я, пожалуй, остановлюсь, потому что перечислять можно еще долго.

Главное, налажена обратная связь со всеми нашими многочисленными партнерами, друзьями, грантодателями. Мы убедились, что очень многие наши сограждане не хотят быть просто наблюдателями, потребителями культуры, хотят быть соучастниками, сотворцами своего досуга.

Характерный пример: когда мы придумали граффити на фасаде Агентства культурных инициатив, то не ожидали, что будет столько желающих оставить свой яркий отпечаток ладони на стене. А потом поняли, что сейчас есть острая потребность в том, чтобы активно разнообразить свой личный культурный багаж и способы наполнения досуга.

– Сад цветных камней у входа в Агентство тоже пора пополнять.

– Этим обязательно займемся в сентябре. Обещаю, опять будет весело и увлекательно.

Поделиться в соцсетях