«Я играла девочку из провинции...»

  • Снявшись в фильмах маститых режиссеров, Ольга Алешина вернулась в родной город
  • Ольга Алешина в фильме "Гроза над Русью" (в кадре – справа)
  • Партнером Алешиной в "Грозе над Русью" был Олег Борисов
Волгоградка Ольга Алешина рассказала "ВП" о своих главных ролях в "большом" кино. Эта волгоградская актриса снималась в «большом» кино. Причем в новаторском для своего времени, появившемся накануне крушения великого советского кинематографа. Волгоградка имела большой успех, но не осталась в столице, а вернулась в родной город. Сегодня Ольга Алешина занимается преподаванием, она – доцент кафедры актерского мастерства местного вуза. С талантливой актрисой удалось пообщаться нашему обозревателю Юлии ГРЕЧУХИНОЙ

Взяли "из жалости"

– Первый фильм с вашим участием – «Трагедия в стиле рок» (режиссер Савва Кулиш). Там очень точно передана атмосфера 80-х. Картина получилась страшной, вызвала неоднозначную реакцию. Вы сыграли главную роль девочки-Джульетты, погибшей со своим Ромео от наркотиков. Эту работу зрители помнят до сих пор. А как вы попали в "большое" кино?

– После волгоградского ТЮЗа я работала в Питере в Молодежном театре. И встала на учет в картотеку Ленфильма, где мое фото увидел Савва Кулиш. Это были годы, когда режиссеры не искали медийных, узнаваемых артистов. Игровое кино приобретало почти документальную достоверность. Подбирая актеров к фильму «Трагедия в стиле рок», второй режиссер объехала всю Россию. Главного героя, например, нашли на Украине.

– Вы играли в фильме саму себя?

– В каком-то смысле да – молоденькую девочку из провинции моего возраста и мироощущения, попавшую в тупик.

Я пришла в гостиницу знакомиться с Саввой Яковлевичем Кулишом, возглавлявшим тогда Мосфильм. В номере увидела серьезного человека с усами моржа, замкнутого, который на меня вроде и не смотрел совсем. Он долго молчал, ходил по туда-сюда и этим своим хождением ввел меня в такой зажим, что память моя отказала и подготовленные стихи вылетели из головы. Надо читать, а я все забыла. Совсем. Было стыдно. А Кулишу, видно, и надо было посмотреть на меня настоящую. Он искал нужный ему характер.

– И вас вызвали на пробы?

– Да, это меня потрясло. На экране я себе не понравилась. Как мне позже по секрету рассказал сам Кулиш, он посадил всю группу смотреть пробы, две сцены. Последнюю, где моя героиня бритая и где ей не хочется жить, и первую, где она юная, наивная дурочка. Сидели оператор, администратор, помощники режиссера, гримеры – вся съемочная команда. Пробовались многие актрисы, из Москвы и со всей России, талантливые. Кулиш сказал: кого больше всех жалко, ту и возьмем. Жальчее всех было меня…

Это были неординарные люди

– Какие эмоции сейчас вызывает у вас «Трагедия...»?

– Фильм замечательный, по-моему. Когда его смотрю, в какие-то моменты плачу. Это история о гибели от наркотиков молодости, таланта, красоты, хрупкой чистоты.

– Там много натуралистичных сцен наркоманских оргий...

– Никогда не пробовала наркотики и понятия не имею, как они действуют на самом деле. Массовка, это все были актеры, вела себя очень органично.

– В фильме впервые появились Юдашкин, Гарик Сукачев.

– У Кулиша был талант находить неординарных людей. Юдашкина – потому что надо было придумать странные «мистические» одежды. А Сукачев со своей группой играл в сцене дискотеки. Сперва я их приняла за каких-то мальчишек. Спросила у Кулиша, что за «пионеры». Он захохотал: «Это же «Бригада С», они потрясающие, подожди, сама увидишь».

– А музыку писал Сергей Курехин…

– Тоже заслуга Саввы Яковлевича Кулиша. Курехин – гениальный, человек совершенно не от мира сего, в быту совершеннейший ребенок. Когда я первый раз его увидела, показалось, сидит ко мне спиной бабушка. В беретке, в очках. Плащик старый-старый, в пятнышках. Ботинки подвязаны веревочками. В кабинете директора Мосфильма. Думаю, наверное, новый персонаж в гриме. И тут Кулиш представляет: «Это наш композитор». Очень светлый, по-детски искренний. Его совершенно не волновало, во что он одет, как выглядит. И как никто другой он нуждался в опеке, поддержке.

Как мэтры устроили проверку

– Еще один фильм, в котором вы снимались, – «Гроза над Русью» – был знаковым для начала 90-х.

– У этого фильма трагическая судьба. Его должен был продюсировать магнат Исмаил Таги-заде, а главную роль исполнять Игорь Тальков. Потом случился конфликт с режиссером Алексеем Салтыковым, Таги-заде перебросил колоссальные деньги в параллельный проект «Царь Иван Грозный», на тот же сюжет. В результате Тальков снимался там, а я осталась у Салтыкова. Но у нас с Тальковым все же были пробы. Меня потряс масштаб его личности.

Олег Борисов блистательно сыграл Грозного. Он изобразил злодея в монашеской схиме, маскирующего жестокость смирением. Даже в перерывах между съемками не расставался с Библией.

– А забавные случаи были?

– Борисов и Бондарчук (он играл боярина Морозова) попытались надо мной подшутить. Всем же хочется подшутить над молодыми. И я была приглашена в номер «для репетиции». У нас с Бондарчуком была сцена, где я бесконечно плачу и страдаю.

Несколько часов настраивалась и, до краев наполнившись страданием, пришла. Вижу – сидят два солидных дядьки и по-барски, по-отечески, как сейчас говорят, «прикалываются». Я сразу все поняла, ни разу не улыбнулась – мне же главное не расплескать настрой – и сыграла свою сцену, сумев заплакать, несмотря на то что меня сбивали в другую сторону.

– Почему, снявшись у маститых режиссеров, вы все же вернулись в свой родной город?

– До рождения третьего ребенка меня звали в Москву, но уже наступили тяжелые времена, искусство выживало, как могло. Жизнь быстротечна, главное – я успела наполнить ее радостью и любовью, высокими человеческими отношениями, встречами с прекрасными людьми.

DNG

Поделиться в соцсетях