Я поспорил на машину, что буду снимать кино

Как делается кино? Как стать режиссером? Наивные вопросы волгоградских студентов заставили Хусейна Эркенова вспомнить, что свой красный диплом он получил не вполне честно. И что режиссер – обманщик по природе.

Постановщик остросоциальных фильмов «Сто дней до приказа», «Холод» (имеющих большую фестивальную историю и награды), Хусейн Эркенов представил волгоградской молодежи свою свежую картину «Залезь на Луну» о выпускниках детдома, неразборчивых и незащищенных. С подтекстом – не все в этой жизни решают деньги.
О мании и кладах
Однажды я прочитал в газете статью про женщину, которая маниакально искала клад и тем угробила семью. Ее лишили материнства. Стал думать об этом феномене, об этом безумии, что станется с ее детьми. Так родился фильм «Залезь на Луну», где вместе с Лифановым, Драпеко, Паниным снимались молодые дебютанты-непрофессионалы. 
О пользе вранья
Моя дипломная работа – короткометражный фильм «Колька». Его не допускали к защите. Это было еще в советские времена. Я прикинулся психбольным, взял справку, что у меня депрессия, и год ждал, пока сменится руководство во ВГИКе. Бился за красный диплом, который выпускнику тогда давал право работать самостоятельно. Иначе можно было до седых волос просидеть ассистентом. На кону стояла моя жизнь.
Загвоздка была в том, что я снял 30-минутную ленту вместо положенных 20 минут, превысил себестоимость. На студенческие работы таких денег не давали. А надо было расплатиться с людьми, которых я привлек в картину. И я... подделал документ, в котором от меня требовали сократить фильм. Узнал, как сделать фальсификат, катая сваренное вкрутую яйцо... Чернила подобрал. Изготовил бумагу, что в виде исключения мне разрешена защита получасовой картины.
Дальнейшее известно. «Колька» объездил весь мир, получив море международных наград. Недавно посмотрел его в Интернете. Фильм не лишен недостатков, но его снимал оператор-ас, и по картинке это блестящая работа.
О марочном коньяке и упертости
А с оператором было так. Меня отправили на Свердловскую киностудию и дали очень плохого специалиста, которых всегда и везде хватает. Я наотрез от него отказался. Купил бутылку дорогого коньяка и пошел домой к лучшему оператору киностудии. Полночи мы с ним проговорили, и я его упросил снять со мной фильм. 
Главное – твоя цель, хоть она и не всегда оправдывает средства. Но в жизни бывают ситуации, когда спасают лишь решимость и настойчивость. 
О деньгах
Кино я снимаю редко. Запускаюсь раз в три-четыре года. Потому что долго ищу деньги. Тем более что социальные проекты даже государство не финансирует, за редким исключением. Приходится общаться с колоссальным количеством жадных людей. Поверьте, богатые все до единого беспредельно жадные. Очень долго их приходится уламывать: дескать, в могилу все не унесешь, оставь хоть что-нибудь после себя.
О клятве
По национальности я карачаевец. Наш народ был депортирован. Отец, который был тогда ребенком, рассказывал, как насильно вывозили детей, стариков и старух. А мужчины воевали на фронте. И я отцу поклялся обязательно сделать про эту трагедию кино. Еще с дядькой своим двоюродным, который говорил, что ничего у меня не получится, я на машину поспорил. 
У себя на Кавказе я снял фильм «Холод». Он тоже есть в Интернете. А машину мне дядька так и не отдал. Он прибежал к отцу и сказал: молодец твой сын, от машины отказался. Так как разговор был при старших родственниках, мне ничего не оставалось, как согласиться.
О научном коммунизме
Раньше в вузах был предмет «научный коммунизм». И я написал реферат «Почему люди не верят в коммунизм». Преподаватель был хороший. Он вернул мне реферат и говорит: «Спрячь и никому не показывай».
Наступили госэкзамены. Для красного диплома нужно было получить «пять» по научному коммунизму. Я все оттараторил. Ведь это легкий предмет – обманывать не трудно, тем более преподавателей, которые сами в него не верили. И вдруг мне ставят не 5, а 4. Тот самый преподаватель, который меня спас, теперь почему-то решил отыграться. Я возмутился, пошел к ним на кафедру, разругался. Сказал, зачем вы мне портите жизнь. Кто-то вспомнил, что у меня справка из психушки... И мне поставили пятерку по научному коммунизму.
О «Ста днях до приказа»
Очень тяжелое кино. Когда я пришел после защиты диплома на киностудию имени Горького, меня спросили: «Хочешь сразу снимать кино? Вот тебе сценарий». Я прочитал ровно четыре страницы, закрыл и сказал: «Это же невозможно». И добился, чтобы написать свой сценарий, потому что сам служил в армии и знал, что там за клоака. Нам разрешали съемки в элитных частях, не подозревая, какой это будет фильм. Вообще, режиссеры по природе своей обманщики. Ведь им надо придуманный мир оживить так, чтобы все в него поверили. 
После выхода в 1989 году на экраны «Ста дней...» в Минобороны мне пообещали: «Ты больше кино снимать не будешь. Этот фильм уничтожил армию». На что я ответил: «Если мой фильм уничтожит армию, тогда грош цена вашей армии».
О ценностях
Самое ценное в жизни – семья. Это начинаешь осознавать, когда тебе за 40, за 50. Есть семья маленькая. Есть семья огромная – это Родина. Здоровье – тоже богатство. И свобода. Не в смысле – что хочу, то и делаю, а в самых благородных созвучиях – убежденности, умении и способности выражать свою точку зрения. Только вольный человек может открывать истины для человечества.