«Южные ворота» расскажут о первом бое

  • «Южные ворота» расскажут о первом бое
  • «Южные ворота» расскажут о первом бое
  • «Южные ворота» расскажут о первом бое
  • «Южные ворота» расскажут о первом бое
  • «Южные ворота» расскажут о первом бое
Волгоградская кинокомпания снимает документально-игровой фильм о Сталинграде. Съемочная группа кинокомпании «ВолгоградФильм» работает сейчас, пожалуй, над самой трудоемкой с точки зрения воплощения частью сценария: первый бой советской армии с фашистами на южном подступе к Сталинграду.

Подобной картины о первом малоизвестном подвиге южной стороны города до сегодняшнего дня нет. О том, как пришла идея охватить именно этот исторический период и насколько трудно снять фильм малым бюджетом, «Волгоградской правде» рассказал директор кинокомпании «ВолгоградФильм» Борис Марголин.

– Борис, ведь о бое на южном подступе к Сталинграду мало что известно. Как вы решились снять этот эпизод?

Именно поэтому и решились. Хотя идея родилась не сразу. Изначально мы хотели снять документальный фильм про детей Сталинграда. Съемочная группа брала интервью у бабушек и дедушек, записывала их воспоминания. И выявили такую вещь: все воспоминания в основном связаны с боями в центре Сталинграда на западных и северных направлениях, а о первых бомбардировках на юге и первых боях у черты рубежей города практически ничего не известно. Мы стали интересоваться, но конкретной информации получить не могли. Сделали паузу. Стали поднимать документы, опрашивать историков. Прошли все музеи, начиная с местных поселковых и районных, и поняли, что информация по Красноармейску и близлежащим селам крайне скудна. Отправили запрос в Подольский архив. В итоге собрали целую стопку документов с отчетами главнокомандующих Советской и Германской армий. С помощью историков стали восстанавливать по крупицам информацию о первом бое на подступах к Сталинграду. В результате работы мы отошли от идеи снять фильм о детях Сталинграда.

– То есть те воспоминания детей Сталинграда, которые вы уже записали, так никто и не увидит?

Они войдут в фильм как рассказчики, но сам сценарий кардинально изменился. Это будет фильм про южный рубеж. О юге пока не снимали ничего, хотя там было серьезное сражение с танками противника, пытающегося взять город с юга. В результате него погибло огромное количество и солдат 57-й советской армии, и простых мирных жителей. Наш фильм – это фильм начало. Начало Сталинградской битвы. Первый малоизвестный бой. Отсюда и пока еще рабочее его название – «Южные ворота».

– Интересно, что вы позиционируете свой фильм как документально-игровой. Как вам удастся соединить воедино и документальные моменты, и игровые?

В кинематографическом сообществе уже давно идет спор, существует ли сегодня документальный жанр, так как первое его правило – невмешательство в происходящее событие. Оператор не должен руководить процессом. Это фильм-правда. Поэтому нашу киноленту нельзя назвать полностью документальной, но она и не игровая. В фильме есть и очевидцы событий со своими переживаниями и неподдельными эмоциями, и игровая реконструкция тех самых событий, взятых из воспоминаний очевидцев и архивных документов. Поэтому все-таки документально-игровой.

– Каков бюджет фильма?

Мы не отталкиваемся от бюджета, бюджет отталкивается от нас. Поэтому не знаем, будет ли наш фильм короткометражным либо же полнометражным. Съемочный процесс достаточно дорогое удовольствие. Облегчает одно, что мы, и кинокомпания, и продакшн-компания (компания, которая предоставляет в аренду оборудования для съемок и производит монтаж материала), – в одном лице. За время работы мы «нажили» свой парк техники и оборудования. В качестве примера: если бы мы брали оборудование в аренду, небольшой короткометражный документально-игровой фильм обошелся бы нам примерно в десять миллионов рублей.

– То есть это не коммерческий проект?

Мы не снимаем фильм под показы в кинотеатрах. Соответственно и доход от него не подразумевается. Нами движет больше желание внести свой вклад в сохранение памяти о событиях и героях того времени. Для волгоградцев фильм покажут бесплатно, скорее всего, в кинотеатре «Победа».

– Как удается воссоздать атмосферу тех лет?

К сожалению, наш бюджет, в отличие от бюджета фильма «Сталинград» Федора Бондарчука, не позволяет полностью воссоздать из гипсокартона макеты домов того времени. Мы практически все снимается на натуре. Это сложно. Но помощь в работе над фильмом нам оказывает множество людей и организаций: министерство культуры Волгоградской области, департамент по делам культуры Волгограда, мемориальный комплекс «Сталинградская битва», военно-исторический клуб, городская сеть публичных библиотек и многие другие. Надеемся, что киноконцерн «Мосфильм» нам поможет с военной техникой и съемочными площадками.

– Борис, что самое сложное в съемках исторического кино?

Очень большое количество людей задействовано в подготовке к фильму: около трехсот человек, в том числе и актеры массовых сцен. В историческом кино требуется постоянная консультация с историками, дабы не нарушить правду. Только одну информацию о конкретном историческом эпизоде – бое на южном рубеже – мы собирали около двух лет. Еще одна трудность: в России нет моделей танков, которые были в Сталинграде. Поэтому их приходится воссоздавать в компьютерных 3 D моделях, чтобы было правдоподобно. Да и в целом, съемки фильма – длительный процесс. Один день съемки – этого всего одна минута фильма. Военная одежда пошита с ювелирной исторической точностью, все предметы быта и инструменты подобраны в соответствии с историческими фотоснимками того времени. Важно не упустить в кадре даже малейшего несоответствия, чтобы в итоге в кадре вдруг не оказалось кроссовок Adidas или бутылки от Pepsi на заднем плане.

Поделиться в соцсетях