Загадка русской души наконец раскрыта?

В Волгограде прошла премьера мюзикла «Русский секрет». Мюзикл Владимира Дмитриева по мотивам сказа Николая Лескова «Левша» о том, как тульский мастер аглицкую блоху подверг русскому пересмотру, был очень популярен в советские времена, поставлен во многих театрах страны и наконец-то (не прошло и полвека) добрался до подмостков Волгоградской и Волжской филармоний.

Получился любопытный спектакль-концерт на забытую уже нами тему – тему любви к Родине (большой и малой), веры в свой народ и в каждого русского человека в отдельности.

Так мы (в большинстве своем) в далекие 70-е годы прошлого века верили и в страну, и в себя. Помните, «У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока». И именно в те годы знаменитые советские драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов написали свое патриотическое либретто по сказу Лескова. Нынче эта вера дала трещину, и мы скорее сами своих, простите, блох подвергаем аглицкому пересмотру...

Словом, как и предполагали авторы нашей постановки «Русского секрета» Галина Иванкова и Борис Естрин, старая веселая сказка о легендарном тульском умельце заставила нас серьезно задуматься. Спасибо Галине Иванковой, заслуженной артистке России, художественному руководителю и главному дирижеру Волжского русского народного оркестра имени Н. Калинина, которая всегда в поиске новых форм, проектов, идей. Она «адаптировала» (аранжировала и инструментовала) музыку Дмитриева для своего оркестра, собрала квинтет молодых вокалистов, вдохновила режиссера, заслуженного работника культуры РФ Бориса Естрина. В постановочную группу также вошли: заслуженная артистка России Наталья Семенова (педагог по вокалу), Светлана Толстая (концертмейстер) и Елена Гусева (балетмейстер).

Но думы одолевали после спектакля, а во время оного мы просто получали удовольствие. И это невзирая на проблемы с микрофонами у вокалистов, разноголосицу мнений по поводу отсутствия костюмов... Кстати, спектаклю, в котором артисты исполняют по несколько ролей, костюмы не нужны: вполне достаточно смены отдельных деталей. Это закон жанра. Только Левша (Вадим Ремчуков) да генерал Платов (Юрий Сыров) исполняли по одной роли, остальные по несколько. Елена Плешакова играла подружку Левши Машку (белый платочек) и королеву английскую (диадема). Алексей Шапошников, который с легкой руки Галины Иванковой совсем недавно появился на сцене в качестве солиста, был здесь и Царем (корона), и «коллегой» Левши Пахомычем (очки на веревочке), и английским адмиралом (треуголка). И, надо сказать, справился неплохо.

А Наталья Долгалева играла в этом спектакле и ведущую, и женщину из народа, и блоху! Кстати, блоха единственный персонаж, удостоившийся костюмов – сначала фривольного аглицкого, затем более строгого русского. И зрители в очередной раз восхитились певческим и актерским талантом лауреата всероссийских и международных конкурсов.

Но главной звездой «Русского секрета» стал Волжский русский народный оркестр им. Н. Калинина под руководством Галины Иванковой. Мало того, что он звучал идеально. Музыканты оркестра и солистам подпевали, и в действе участвовали, и приводили публику в экстаз исполнением попурри на темы русских народных песен, где солировали разные инструменты (от классических русских народных до русских народных экзотических).

И знаете, в чем русский секрет-то заключается? Таланты у нас не переводятся. Несмотря ни на что!