Загадочный объект станицы Трехостровской влечет к себе специалистов и туристов

Множество археоло­гических памятников – курганов, поселений, городищ – находится на территории нашей области. Среди них встречаются такие, о назначении которых приходится только догадываться.

Мировой центр зороастризма?

Типичный пример таких археологических загадок – сооружение, расположенное в малой излучине Дона, в семи километрах от станицы Трехостровской Иловлинского района.

Дорога от этой станицы ведет на восток, через хутор Зимовейский. Возле заброшенного хутора Хлебного переезжаем овраг. Выйдя на ровное место, поворачиваем налево и примерно через километр видим огромных размеров курган. Но курган этот не погребальный, а ритуальный. Он небольшой высоты, однако огромен по своему размаху: диаметр по его внеш­ним краям составляет двести метров, то есть, по сути дела, целых два футбольных поля! Это полусферическая грунтовая насыпь, по всему периметру которой проходит широкий и глубокий ров в форме правильной, ровной окружности, словно очерченной гигантским циркулем, глубиной около двух метров и шириной до тридцати. Этим древнее строение несколько напоминает планету Сатурн с ее кольцом внушительных размеров.

Во многих местах внутри загадочного круга можно обнаружить угли и оплавленные камни. Они свидетельство того, что когда-то здесь очень долгое время, возможно, на протяжении ряда веков, горел неугасающий огонь.

Поражает и объем работ, выполненных при создании гигантского огневища: даже по приблизительным подсчетам, только на возведение насыпи потребовалось переместить около двадцати пяти тысяч тонн грунта! И все ведь это делалось вручную, без применения какой бы то ни было техники…

Проходим по загадочному кругу, видим спекшиеся, оплавленные камни. Похоже, что когда-то здесь они текли, подобно лаве. Леонид Капустин, опытный металлург, всю жизнь проработавший на заводе «Красный Октябрь», утверждал: чтобы расплавить камни, нужны температуры от пяти до десяти тысяч градусов. Обычными дровами и древесным углем не создать такой температуры. Возможно, что, как полагает Леонид, здесь применялась другая, быть может, и неведомая нам энергия.

Недаром местные жители рассказывают о странных звуках и блуждающих огнях, которые иной раз загораются в степи поблизости от этого объекта.

Невольно также возникает версия, что в древности наши волго-донские края были мировым центром зороастризма – учения, приверженцы которого являются последователями пророка, которого персы называли Зороастром, а европейцы – Заратустрой.

Сакральное место

В 1997 году к исследованиям этого объекта приступила экспедиция Волгоградского госуниверситета во главе с профессором Анатолием Скрипкиным. Дату его создания установить специалистам оказалось очень сложно, так как на этом месте и вблизи него, как это ни странно, не было найдено ни единой вещи тех, кто его когда-то строил.

Образцы угля, вырытые из холма, направлялись на анализ в ряд специализированных лабораторий мира. Результаты исследований оказались различными, даже несколько противоречивыми. Но одно несомненно: возраст загадочного объекта на Дону находится в пределах от двух с половиной до трех с половиной тысяч лет.

– Это археологическое соору жение давно известно местному населению под названиями «огневище», «святилище», «городище», – рассказал Геннадий Чекунов, директор Иловлинского районного краеведческого музея. – В былые времена казаки использовали его для добычи древесного угля, науч­ное же значение оно приобрело только в конце прошлого века.

Судя по всему, сооружение было чисто культовым. Возникновение его здесь, в малой излучине Дона, видимо, не было случайным. Достаточно сказать, что расстояние от этого гигантского загадочного круга до Дона во все три стороны составляет ровно по семь километров. Место для возведения святилища у станицы Трехостровской, должно быть, выбирали древние жрецы, сопровождавшие его определенным церемониалом.

По всей вероятности, территория малой излучины Дона издревле вос­принималась людьми как сакральное место, к которому они относились с большим интересом и преклонением.

Храм огнепоклонников

Старший научный сотрудник ГУ «Аргунский государственный историко-архитектурный и природный заповедник» Чеченской Республики Висаит Дадаев вырос в этих краях. Будучи мальчишкой, несколько десятилетий назад пришел он впервые на огневище возле Трехостровской. С тех пор изучал его неустанно, бесчисленное время проведя в библиотеках области.

– Около трех тысяч лет назад, – рассказывает Висаит, – в этих краях жили кочевые проиранские племена, говорившие на языках индоевропейской семьи языков. Они себя именовали ариями. Видимо, это были предки современных иранских народов. Были они огнепоклонниками-язычниками, поклонявшимися богу огня. Арии считали, что их племя не погибнет до тех пор, пока будет гореть этот огонь. А потому поддерживали его здесь на протяжении ряда столетий. Здесь же, судя по всему, они приносили жертвы богу войны Аресу.

Вот что пишут древние авторы об арийцах и о совершавшихся ими обрядах:

«В каждой земле по околоткам построены у них древние святилища, воздвигнутые в честь бога войны Ареса. Ежегодно на них привозили около полутораста возов дров. На каждом таком кургане водружался меч очень больших размеров, символизирующий собой меч Ареса. Поначалу его изготавливали из серебра, из бронзы, и только много позже – из железа. Этому мечу арии и приносили в жертву рогатый скот и лошадей, а также каждого сотого воина из числа пленных врагов. Они отсекали пленникам головы, кровь их затем несли в больших сосудах на вершину рукотворного кургана и обливали ею меч. Затем, отрубив у убитых людей правые руки, они подбрасывали их вверх, чтобы бог Арес это видел.

Тем временем в котлах возле святилища варилось мясо ритуальных животных. Размахивая оружием, воины ариев с криками ходили при этом вокруг святилища».

– Трудно придумать, – завершил свой рассказ Висаит, – более символичный, более выразительный, более обнаженный в своем значении символ бога войны, чем меч, обагренный кровью пленных: так он получал приношения в виде крови жертв этой самой войны…

Из сказанного специалистами можно сделать вывод: трехостровской феномен является уникальным в историческом плане. Подобных памятников на территории нашей области, да и всего Волго-Уральского степного региона больше практически не существует. И это делает его на редкость важным, позволяет восстановить особенности верований и мировоззрения древних народов, населявших территорию внутри малой излучины Дона в глубокой древности.

DNG