125 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Николая Поликарпова

  • 125 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Николая Поликарпова
  • http://vpravda.ru/sites/default/files/styles/thumbnail/public/filefield_paths/141327_big.jpg?itok=afA6pGyi
  • 125 лет исполнилось со дня рождения авиаконструктора Николая Поликарпова
9 июня исполнилось 125 лет со дня рождения одного из выдающихся отечественных авиаконструкторов Николая ПОЛИКАРПОВА. Его считают одним из основоположников советской школы самолетостроения. Созданные им самолеты У-2 (По-2), Р-5 стали одними из лучших в своем классе, а его истребители И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16 в 30–40-е годы стали основой парка истребительной авиации СССР.

Первый полет У-2 состоялся 24 июня 1927 года – тоже юбилейная дата. Это тот самолет, о котором снят фильм «Небесный тихоход», а о подвигах летчиков, летавших на нем, написаны книги. Во время Великой Отечественной был напечатан очерк Константина Симонова «Рус-фанер» – про героических летчиков, громивших врага именно на У-2. Место действия очерка – Сталинград.

Без названий и имён

В сентябре 1942 года в Сталинград приезжали два известнейших журналиста – главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг и корреспондент, старший батальонный комиссар Константин Симонов.

Эта поездка описана в воспоминаниях Давида Иосифовича «Год 1941. Рассказ-хроника». В книге есть такая короткая фраза: «Симонов успел съездить к летчикам легкой авиации и потом напечатал очерк «Рус-фанер».

Этот очерк Симонова был напечатан в газете «Красная звезда» 9 октября 1942 года. В нем упомянуты фамилии: командира полка ночных бомбардировщиков У-2 капитана Оводова, комиссара полка Тюрина, командира подразделения Осипова и летчика Покликушкина, даже без званий, и тем более без имен и без отчеств.

Но было сказано, что Осипов и Покликушкин награждены орденом Ленина.

Очевидно, что больше рассказать о летчиках этого полка Константин Симонов не имел права. Дело не только в военной цензуре. На войне действуют свои правила. Сегодня же мы не знаем имен пилотов Воздушнокосмических сил России или спецназовцев, отличившихся в борьбе с боевиками в Сирии. Когда узнаем? Думается, что не скоро…

Редкая фамилия

Между тем мы начали поиск героев очерка Симонова на сайтах Министерства обороны России «Подвиг народа» и «Память народа».

Итак, летчик Покликушкин – фамилия достаточно редкая, и документы отыскались сразу. Вот что удалось узнать: «... Александр Покликушкин родился в 1913 году. В 1932 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил школу младших авиаспециалистов и Качинскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1942 года – на фронтах Великой Отечественной войны.

Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за «отвагу и мужество, проявленные при нанесении бомбовых и штурмовых ударов по противнику» гвардии лейтенант Александр Покликушкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3723 .

18 марта 1945 года капитан А. В. Покликушкин погиб в воздушном бою под польским городом Кентшин. Первоначально был похоронен в Кентшине, позднее перезахоронен в Варшаве...».

Ночной полк

И все же было определенное сомнение: а тот ли это летчик Покликушкин, с которым в Сталинграде встречался Константин Симонов? На сайте «Память народа» нашлись наградные документы на старшину А. В. Покликушкина и старшего лейтенанта Г. М. Осипова. Осипов Георгий Матвеевич родился в 1914 году, в Орловской области (Суземский район), на фронте с 27 июня 1941 года.

В ноябре 1941 года командир звена 200-й авиаэскадрильи связи младший лейтенант Осипов был награжден орденом Красной Звезды. 30 августа 1942 года командир эскадрильи 596 НБАП старший лейтенант Осипов награжден орденом Ленина.

После Сталинградской битвы продолжил службу в полку, который был преобразован в 60-й гвардейский Сталинградский ночной бомбардировочный авиаполк, был командиром эскадрильи. Капитан Г. М. Осипов пропал без вести 19 мая 1943 года.

Подписаны наградные документы командиром 596-го ночного бомбардировочного авиационного полка капитаном Оводовым и комиссаром полка батальонным комиссаром Тюриным. Значит, все совпадает, и К. М. Симонов был в 596-м НБАП.

P. S. Подробнее о судьбе Александра Покликушкина мы расскажем в одном из ближайших номеров.

Хроника подвига

Первоначально 596-й ночной бомбардировочный авиационный полк входил в состав ВВС 21-й армии. В июне 1942 года на ее базе была сформирована 272-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, в составе которой полк продолжил боевые действия.

В боевых действиях полк непрерывно участвовал с 16.01.1942 по 8.02.43. Приказом НКО №63 от 8 февраля 1943 года 596-й ночной бомбардировочный авиационный полк переименован в 60-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, а приказом НКО № 207 от 4 мая 1943 года полку присвоено почетное наименование «Сталинградский».

В ноябре 1944 года – еще одно преобразование: в 60-й гвардейский Сталинградский штурмовой авиационный полк.

С лета 1942-го по ноябрь 1944-го командовал полком капитан, а позже майор Аркадий Анатольевич Оводов. Он родился в 1913 году, в РККА был призван в 1932 году. На фронте – с первого дня войны. Был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени.

Комиссар, а позже заместитель командира полка по политической части Дмитрий Иванович Тюрин родился в 1908 году. В РККА с 1929 года, участник советско-финской войны, был награжден медалью «За боевые заслуги». Во время Сталинградской битвы награжден орденом Красного Знамени. Войну закончил подполковником.

Репрессированный конструктор  

Николай Поликарпов – дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. При этом он из семьи священнослужителей, оставался всю жизнь верующим человеком.

Отказался после революции уезжать из страны, был репрессирован. О его уникальном самолете У-2, который только после смерти конструктора переименовали в По-2, снимали кинофильмы (знаменитый «Небесный тихоход») и писали книги.

Было выпущено почти 40 000 этих машин, которые становились причиной «окопного стресса у немецких солдат».

Начиналась эта «боязнь «кофемолок», как называли самолеты немцы, именно в Сталинграде. Истребители конструкции Н. Н. Поликарпова – И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16 – в 30-40-е годы стали основой парка истребительной авиации СССР.

Неслучайно же его даже называли «королем истребителей».

Поделиться в соцсетях