15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

Международный общегражданский праздник – Всемирный день защиты прав потребителей – касается буквально каждого из нас. Это событие удваивает свое значение еще и тем, что исполняется 20-летие со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Следуя правилам
Подводя итоги минувшего года, да и вообще всего двадцатилетнего периода действия на территории нашего региона закона о защите прав потребителей, можно смело говорить о его эффективности. В Волгоградской области сложилась и активно действует целая система защиты прав граждан – потребителей товаров и услуг. А закон не просто зарекомендовал себя как один из наиболее часто «используемых» – его эффективность неоспорима. О том же свидетельствует и судебная практика. Потребителям не только компенсируется сумма причиненного им ущерба, но зачастую и моральный вред. Следует отметить и другое: к сожалению, органам по защите прав потребителей приходится еще достаточно часто оказывать помощь гражданам, поскольку отношение многих предпринимателей к потребителям все еще оставляет желать лучшего.
Напомним еще раз, что это отношения, возникающие между потребителями и продавцами (изготовителями, импортерами, исполнителями) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Закон устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации этих прав.
При этому существует восемь основных прав потребителя, закрепленных в так называемом неписанном «Кодексе потребителя», признаваемом мировой общественностью: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право «быть услышанным», право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Согласно же российскому федеральному закону потребители имеют право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.
Общественность всегда поможет
В нашем регионе существует целая система, стоящая на страже интересов потребителей. Система достаточно слаженная. Прежде всего, это Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области – орган, наделенный на государственном уровне полномочиями по осуществлению функции в области обеспечения благополучия человека, а также иные контролирующие и правоохранительные органы. Давно отлажена эта работа и на уровне органов исполнительной власти региона. В областной администрации есть отдел по защите прав потребителей, в администрациях всех муниципальных образований работают квалифицированные специалисты по защите прав потребителей. В большинстве сельских поселений имеются уполномоченные по защите прав потребителей, а нередко и сами главы сельских поселений осуществляют первичную консультативную помощь потребителям. Немаловажную роль играют общественные организации по защите прав потребителей. Все эти органы и организации, дополняя друг друга, права потребителей защищают достаточно эффективно. Об этом говорит и количество обращений туда граждан. Только за 2011 год в органы исполнительной власти региона и муниципальных образований поступило 68142 обращения потребителей. Ни одно из них не было оставлено без внимания. В результате потребителям в досудебном порядке был возмещен материальный ущерб на общую сумму 40 млн 237,8 тыс. руб. Органами по защите прав потребителей муниципальных образований области либо при их участии от имени потребителей подано 1598 исковых заявлений в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Судебная защита прав потребителей имеет сильный профилактический эффект. В судах с недобросовестного предприятия (предпринимателя) взыскиваются, помимо непосредственно причиненного ущерба, причиненных убытков, морального вреда, нанесенного потребителю, еще и неустойки за неисполнение в срок и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения законных прав потребителя. Если же продолжить тему профилактики, то органам по защите прав потребителей очень хорошо помогают СМИ, информируя жителей региона о результатах досудебной и судебной защиты прав потребителей. Только в прошлом году в СМИ появилось 725 публикаций с разъяснениями по разным аспектам прав потребителей. Есть все основания считать, что это повысило уровень правовой грамотности волгоградцев.
Наши деньги, наши права
Всемирный день защиты прав потребителей в этом году проходит под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг». И этот девиз имеет к нам самое непосредственное отношение. Дело в том, что Волгоградская область вместе с Тверской и Калининградской вошла в число пилотных площадок по реализации проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Проект разработан Министерством финансов РФ совместно с Всемирным банком. В рамках трехстороннего договора между Минфином РФ, Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Волгоградской областью на территории нашего региона реализуется долгосрочная целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Волгоградской области на 2011-2015 годы». Главная ее цель – формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. На реализацию основных мероприятий программы в 2012 году запланировано 38 млн 230 тыс. рублей.
А накануне праздника всем, кто стоит на защите интересов потребителей, да и самим потребителям, хочется порекомендовать не только исправлять ошибки, решая уже возникшие проблемные ситуации, но и работать на опережение: разъяснять гражданам их права и правила поведения в тех или иных ситуациях в сфере потребительского рынка, повышать их грамотность и информированность. Продавцам и исполнителям услуг желаем быть более ответственными перед покупателями, а гражданам-потребителям – быть более внимательными при осуществлении покупок или каких-либо сделок.