21 апреля волгоградцы отметят день самоуправления

21 апреля волгоградцы отметят день самоуправления
День местного самоуправления был учрежден в соответствии с указом Президента России, изданным в 2012 году. Дата его приурочена к изданию 21 апреля 1785 года императрицей Екатериной II «Жалованной грамоты городам», ставшей основой для создания российского законодательства о местном самоуправлении. Обозреватель «Волгоградской правды» побеседовал с Сергеем ДМИТРИЕВЫМ, стоявшим у истоков создания уникальной модели местного самоуправления в Волгоградской области.

В рамках партнерства


До того, как он занялся этой работой, Сергей Матвеевич прошел большой жизненный путь. Трудился, например, в должности заведующего отделом в обкоме комсомола, был комиссаром областного студенческого отряда, одним из организаторов строительства мемориального комплекса на Солдатском поле, работал проректором бывшего волгоградского горхоза. Был делегатом 19-го съезда комсомола, выступал на нем.


А с 1997 года он начал работать по контракту в администрации области в качестве советника губернатора по вопросам управления. Объехал со своей командой всю область, изучил управленческую ситуацию на местах. Проводил массовое тестирование, отбор и обучение местных кадров основам управления в новых социально-экономических условиях.


− Сергей Матвеевич, какова же в то время была ситуация в сфере управления в районах области?


− Ситуация была тяжелой, местные кадры в подавляющем большинстве не были готовы работать в обстановке перемен. Но в 2003 году вышел в свет новый федеральный закон «О местном самоуправлении». На его основе и в результате нашей организационной подготовки в регионе выбрали модель местного самоуправления, которой не было больше нигде в России.


− И что же в ней было оригинального?


− В ней были заложены идеи эффективного партнерства власти, гражданского общества в лице территориального общественного самоуправления (ТОС) и социального предпринимательства. А ведь про гражданское общество тогда на официальном уровне никто еще даже говорить не хотел! Оно рассматривалось по привычке как некое сборище оппозиционеров.

Как начал работать конвейер


− Как же такие новшества были восприняты на местах, в районах области? Неужели никто не испугался гнева вышестоящего руководства и легко отозвался на эксперимент? 


− В начале реформы жалобы от районных властей в администрацию области шли беспрерывно: зачем вы, дескать, возвышаете так глав поселенческих администраций, зачем их вообще избирать? Пусть они лучше будут в нашем подчинении, не то анархия начнется на местах! Зачем нам ТОСы, не подменят ли они действующую власть?


Люди просто боялись потерять под собой кресла, выстраивать эффективное партнерство с гражданским обществом мало кто был готов. И все-таки в результате кропотливой работы на местах в Волгоградской области, первой из регионов, было создано ТОСовское движение.


− Что же она представляла собой на начальном этапе? Как к этому отнеслись простые жители: сразу ли поняли смысл новой работы, свое в ней участие?


− Резонанс оказался молниеносным. Практически по всей области в границах территорий местного самоуправления по инициативе самих граждан, при организационной и материальной поддержке от областной администрации и местных властей были образованы ТОСы. Сельские поселения области практически все были перекрыты ими, а городские – примерно на две трети.


Первый, пробный ТОС был создан в 2002 году в Краснооктябрьском районе Волгограда, в поселке Вишневая балка. А через три года, в 2005 году, в области начал работать конвейер по их созданию, и к 2010 году в ней было создано уже 2000 ТОСов. Из них 1 300 ТОСов, имеющих статус юридических лиц и объединяющих около миллиона человек!


− Для непосвященного человека разобраться в этом сложно, несмотря на то, что в самом названии заложено вполне понятное слово - «самоуправление». Как на пустом месте рядовым жителям удалось добиться результатов?


− Судите сами. Функции главного инициатора в решении местных проблем принимают на себя ТОСы. Они объединяют партнерские усилия на профессиональном уровне с муниципальными учреждениями, центрами занятости, органами соцзащиты при всесторонней поддержке со стороны местных администраций.


На базе нашего интернет-сайта проводился региональный смотр-конкурс ТОСов, было создано ТОСовское электронное правительство, куда стекалась вся информация о работе ТОСов региона и их партнерских отношений.


В придачу к этому работала передвижная школа местного самоуправления: мы ездили от района к району, от хутора к хутору, анализировали работу на местах, давали советы и проводили учебные занятия. Всего через эту школу прошли 24 000 человек.

Функции и полномочия


− Сергей Матвеевич, но в чем же заключается принципиальная разница между работой ТОСов и местных администраций? Не одно ли это и то же?


− Важно понять: при решении вопросов местного значения администрации руководствуются полномочиями, а ТОСы – функциями. Причем полномочия одних органично дополняются функциями других в достижении единых целей. Главная из них − повышение качества жизнедеятельности территорий. Полномочия местных администраций направлены, прежде всего, на создание благополучной среды обитания, а функции ТОСов − на развитие активного и социально ориентированного образа жизнедеятельности граждан. В этом заключается основная суть их партнерства.


− А какова разница между функциями и полномочиями? Согласитесь, что оба определения звучат довольно казенно.


− Полномочия определяются федеральным законом и являются обязательными для исполнения. Функции ТОСов определяются их уставом и являются добровольным выбором граждан в самоорганизации своей деятельности. За невыполнение полномочий следует административное наказание глав администраций. За невыполнение функций административных наказаний председателей советов ТОСов нет. Общественная инициатива не может быть административно наказуемой. В подобных случаях общее собрание ТОСа может просто выразить председателю недоверие или избрать на его место другого человека. 


В организации местного самоуправления администрации в силу закона выполняют обязательную рутинную бюрократическую работу. При этом они мотивируют активную деятельность ТОСов и развязывают ТОСовцам руки для добровольного творчества на благо территорий, исключающего проявление какой-либо бюрократии. 
 

Волгоградцы – в авангарде


− Идея сильная. Видимо, управленцы из других регионов получили повод для зависти? Кстати, какова была их реакция на инициативу волгоградских коллег?

Все проходило в рабочем порядке, и судить об эмоциях я не берусь. Когда мы в 2010 году впервые проводили в Волгограде всероссийский семинар по развитию местного самоуправления и ТОСовского движения, к нам съехались руководители сорока пяти регионов страны, ведущие ученые и специалисты в сфере управления. Я был докладчиком, потом мы выезжали на места, смотрели, как все это реально работает. На семинаре было принято решение – рекомендовать такую технологию местного самоуправления, которую мы разработали в области, для применения во всей России.


С тех пор я очень много регионов России проехал, выступая с лекциями. Могу сказать – до уровня, имеющегося в Волгоградской области, в плане самоуправления территорий пока никто из них не дотянул, а 34 региона страны до сих пор не имеют ни одного ТОСа.


− Но если так − не зря ли мы наплодили в нашей области столь большое количество ТОСов? Ведь живут без ТОСовского движения другие регионы...


− Опыт Волгоградской области показывает, что уровень местного самоуправления при наличии в них выше названного партнерства и ТОСов и при их отсутствии очень различный. Особенно это касается патриотического воспитания граждан и сохранения исторической памяти. Например, в масштабах всей России только в Волгоградской области проводится региональный ТОСовский поход «Дорогой славы комсомола», посвященный 75-летию Сталинградской победы и 100-летию ВЛКСМ. И интерес к нему со стороны рядовых жителей, поверьте, очень большой. 

Поделиться в соцсетях