7 апреля церковь отметила праздник Благовещения

7 апреля церковь отметила великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Это непереходящий праздник – он отмечается всегда в один и тот же день.

Великий день

На Благовещение христиане вспоминают, как архангел Гавриил явился Деве Марии и принес ей благую весть – что через нее в мир придет Спаситель, Иисус Христос.

– В Благовещении, считают отцы церкви, все наши праздники: «Все вырастает и расцветает из Благовещения». В нем – Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем – Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя», – говорит протоиерей Александр Шаргунов.

Так сложилось исторически, что зачастую праздник Благовещения совпадает со временем Великого поста. Дело в том, что вся земная жизнь Христа связана с тем спасением, которое он нам принес. Это спасение как раз и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии, а завершается страданиями и искупительной смертью Господа на Кресте.

В Благовещении в мир пришла благая весть о том, что явилось наше освобождение, произошло соединение Божественной и человеческой природ, которое в полной мере раскрылось именно в победе над смертью.

Сам праздник повсеместно в церкви был установлен к VI веку, то есть к тому времени, когда начиная с конца IV – начала V века, Рождество Христово уже праздновалось отдельно от Богоявления, то есть праздника Крещения Иисуса Христа от Иоанна, а не вместе, как было раньше. Так как Рождество Христово называется в церкви рождением Солнца Правды, а именно 24–25 декабря (6–7 января по новому стилю) начинается увеличение солнечного дня, то именно с этим и решили связать рождение Спасителя – точную дату этого дня мы не знаем. И непорочное зачатие Девы Марии отнесли за девять месяцев до Рождества Христова, которое как раз и выпадает на 25 марта (7 апреля).

Благая весть

Это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей своей крепостью сумела довериться Богу до конца. Вера Божией Матери глубокая, не колеблющаяся, «несумненная». Единственное, что она спрашивает: как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, она отвечает только словами полной отдачи себя в руки Божии. Ее слова: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему».

Любовь к богу

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И она действительно отдала Богу свою жизнь, свою волю, свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что она будет матерью воплощенного Сына Божия. О ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа».

«В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Вот благовестие, которое слышим в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира», – пишет митрополит Антоний Сурожский.

Всегда рядом с Господом – Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос.

Настоятель Дубовского свято-троицкого храма отец Александр Скляров:

– Праздник Благовещения по своему величию и значимости относится к двунадесятым праздникам. Благовещение – это возвещение людям о воплощении Сына Божия ради спасения человечества через святую Богородицу. Эта величайшая тайна Боговоплощения; событие, которого ждали много веков, произошло, как было сказано в древнем пророчестве. И наконец, через Архангела Гавриила Божие Откровение было возвещено Пресвятой Богородице о рождении сына: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Праздник Благовещения в русской традиции приобрел символическое значение чистоты, веры, верности и самопожертвования. Сама Пресвятая Дева Мария явилась воплощением всех этих качеств. Русские женщины приняли эту, если можно сказать, эстафету добра и все века со времени принятия христианства следуют примеру Пресвятой Пречистой Девы Марии, Богородицы.


Благовещение Святое –
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Протоиерей Николай Гурьянов

DNG