Александр Проханов: «Миссия русского народа – поиск справедливости»

Александр Проханов приехал, чтобы рассказать волгоградской общественности и интеллектуальной элите о концепции недавно созданного экспертного центра Изборский клуб. О том, какие задачи он для себя ставит и каким видят развитие страны его члены и сам Проханов, он поделился с журналистами волгоградских СМИ.

Такие площадки, как Изборский клуб, по словам Александра Проханова, создавались в России и ранее, но носили в основном либеральную направленность, так как возникли в этой среде. Вих составе находятся продвинутые и просвещённые либеральные интеллектуалы – мыслители, политики, историки, культурологи.

– Либералы за последние двадцать лет стали господствующей силой в нашем социуме, контролирующей экономику, культуру, политику. Именно они и привели Россию к тому, чем она сейчас является – распадающимся социумом, неспособным откликнуться на мощные вызовы, брошенные со всех сторон. Наш клуб ставит цель сформулировать основы современной государственной идеологии. Но мы являемся представителями идей и концепций, альтернативных либеральным. История сама по себе серия постоянных сражений, и сейчас эти сражения из области военной перемещаются в идеологическую сферу.

Первый доклад клуба был посвящён стратегии рывка, и он во многом спровоцирован словами Путина о том, что России сейчас необходим такой же рывок, какой совершил СССР в 30-е годы, потому что если мы не совершим его хотя бы в области вооружения, нас просто уничтожат. Но мы говорим об ином типе рывка, который связан с созданием нового оружия – идеологического, которое было бы способно обернуть вспять современный деградационный контекст. Свёртывание свитка нашей истории связано в первую очередь с тем, что у людей отняли образ будущего, победы, идеологию прорыва. Мы хотим его вернуть, и привлекаем к общим размышлениям над этим экспертов из развитых городов страны – промышленных и интеллектуальных центров, каким является и Волгоград.

– Есть ли уже какой-то образ национальной идеи, которая может лечь в основу новой идеологии?

– В сознании народа лежат некие глубинные коды, которые даже с течением времени не удалось забелить. И эти коды можно попытаться расшифровать, посмотрев в глубины русского самосознания. Код государственного существования России – это, безусловно, код имперский. Россия просто не сможет существовать вне империи, потому что тогда она становится русским маршем, который потом наталкивается, например, на татарский марш, а он в свою очередь на какие-нибудь другие марши, и всё это кончается огромным крематорием.

Ещё одна важная сторона русского самосознания – упование на божественную справедливость. Поиск формулы райского бытия – как бы пафосно это сейчас ни звучало – и есть задача русской культуры. После 91-го года мы умудрились создать одно из самых несправедливых обществ мира, поэтому оно крайне нежизнеспособно. Так мы и приходим к миссии русского народа – а русскому народу свойственно мессианство – найти альтернативу, предложить другое устройство мира. Это наша сверхзадача.

– Кто же сейчас способен это сделать, какая часть общества?

– Интеллигенция. Но это понятие нужно уточнять. С 1991 года то, что мы понимаем под русской интеллигенцией, тщательно затаптывалось. Была диктатура интеллигенции либералов. При этом, когда слушаешь либералов, убеждаешься, что они способны говорить только о себе. Они не понимают, что рядом с ними существуют русские писатели, философы. Есть множество носителей русских представлений, и их огромная гамма. Этот сложный мир оставался в последнее время бесхозным, ему представлялось гнить или обретать какие-то причудливые формы, как, скажем, республика Русь – это же экзотическая форма для русского сознания. Такой сумбур должен быть преодолён.

– В создании новой идеологии большое значение имеет обращение к истории. Возможно, именно поэтому так часто предпринимаются попытки её переписать? Речь идёт не только об истории советского периода, но и о более ранних этапах.

– История – это то, за что мы должны бороться и что должны беречь. В своё время была отторгнута значительная территория и утерян большой культурный пласт. Нельзя отдавать советский символизм, советскую метафизику, потому что это часть общей исторической канвы. Вот, например, здесь у вас многое связано со Сталиным, Сталинградом, Сталинградской битвой – и это гигантское историческое достояние России. Разбрасываться им, всё равно что разбрасываться Сибирью. Для меня это место мистическое, оно связано с самим фактом моего существования на земле – здесь в 1943 году на поле боя погиб мой отец. Но я уверен, что оно и само по себе сакральное. Здесь, можно сказать, проходит земная ось, здесь свершилось самое главное. Не в Берлине в 1945-м и не в разгроме немцев под Москвой, а именно здесь произошло потрясающее преображение всего мира и России в том числе.