Алкоголю – бой!

В 2010 году только в наркологических учреждениях страны было зарегистрировано более 2 миллионов человек, страдающих алкоголизмом. И если вопрос: пить или не пить, сколько и когда – относится к личной компетенции каждого, то вопросы: где пить, когда продавать и кому – четко регламентируются законом.

Последние изменения в закон были внесены относительно недавно. О них мы решили поговорить с начальником управления торговли, сервиса, легкой промышленности и лицензирования розничной продажи алкогольной продукции администрации Волгоградской области Галиной Машенцевой

– Галина Ивановна, объясните суть законодательных изменений, касающихся оборота и потребления алкогольной продукции, и что несут они простым гражданам и предпринимателям?
– 22 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Самое главное изменение – пиво теперь приравнивается к прочей алкогольной продукции, и все нормы, которые до этого распространялись лишь на крепкие алкогольные напитки, теперь касаются и пива. Правда, до 1 января 2013 года определен переходный период. После этого срока торговля пивом в ларьках будет вне закона.
– Так где же сейчас можно продавать алкогольную продукцию, а где – нет?
– В соответствии с новым законодательством четко определены общественные места, в которых запрещается продажа и распитие спиртных напитков. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. Нельзя продавать алкоголь и в организациях культуры, за исключением розничной продажи, осуществляемой при оказании услуг общественного питания.
Запрет действует и на все виды общественного транспорта, на автозаправочные станции, на оптовые и розничные рынки, на вокзалы, аэропорты. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
– Так значит, мы идем по пути ужесточения ответственности за продажу и распитие спиртных напитков? Очень много недовольных предпринимателей, которые критикуют нововведения и хотят работать, как раньше...
– Все предприниматели, которые работали по лицензии, продолжат работать в тех же условиях – стоимость ее осталась прежней, место расположения объекта то же. Изменения коснулись лишь тех, кто торгует слабоалкогольными напитками. Раньше было разделение на общую лицензию для всех алкогольных напитков и лицензию на реализацию слабоалкогольных напитков. Теперь же это разделение ликвидировали, и нормы будут для всех одинаковы. В перспективе все алкогольные напитки будут продаваться только в магазинах, в том числе и пиво.
– Сегодня предпринимателей особенно сильно волнует вопрос лицензирования алкогольной продукции, а точнее – стоимость лицензии, ведь она одинакова как для крупных сетевиков, так и для мелких предпринимателей, имеющих всего лишь один магазинчик в сельской местности... Справедливо ли это?
– Конечно, логично предположить, что стоимость лицензии для крупного сетевого игрока и для предпринимателя, который имеет один небольшой магазин в селе, должна разниться. Мы над этим работаем, заявляли о данной инициативе правительству РФ, Росалкогольрегулированию. Вопрос обсуждается, надеемся, что он будет решен в пользу малого бизнеса. Но в то же время хочу привести данные, которые свидетельствуют о том, что приобретение лицензии на продажу алкоголя – не такое уж и накладное дело для предпринимателя. Даже несмотря на изменение стоимости лицензии, за 2 года количество выдаваемых лицензий в Волгоградской области возросло на 20%. Это также говорит о том, что сокращается теневой оборот алкогольной продукции.
– Значит ли это, что алкоголя на наших прилавках стало больше? Вроде бы меры предпринимались, чтобы достигнуть обратного эффекта?
– Не совсем. Скорее – стало больше легальной продукции и меньше контрафакта. Уровень продаж алкоголя остается примерно одинаков. Количество реализуемой алкогольной продукции в стационарной торговой сети относительно стабильное в течение всего года. А вот что касается киосков, павильонов – то тут срабатывает эффект спонтанной покупки, особенно летом. Отсюда и колебания продаж в зависимости от времени года.
– Законом запрещено распитие спиртных напитков в общественных местах. И эта норма действует уже давно, однако до сих пор все равно мы можем увидеть на улицах людей, потребляющих алкоголь...
– Раньше эти правила было сложно применять, потому что не было четкого обозначения, что такое общественное место и где запрещено пить спиртные напитки. Теперь же в законе подробно перечислено, где действует запрет. Не допускается потребление алкоголя в общественных местах, в том числе – во дворах, на лестницах, в подъездах, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения. Противозаконно пить алкоголь в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, водохранилищами, пляжами и в границах иных территорий, предназначенных для отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом. Исключение составляют заведения по оказанию услуг общественного питания. То есть присесть за столик кафе на пляже и выпить чего-нибудь алкогольного – можно, а вот за границами этого кафе – нет.
– Известно, что власти региона приняли решение о внедрении пилотного проекта по учету розничной продажи алкоголя на территории области. Как эта мера способствовать снижению оборота контрафактной продукции?
– Если мы говорим о нелегальном обороте алкогольной продукции, произведенной на заводах, но с которой просто не заплачены налоги, то действительно, этот проект поможет нам свести к минимуму данный оборот. Введение системы учета продаж позволит нам вести сквозной учет. Постепенно разница между объемами реального производства и официальных продаж благодаря этому проекту должна свестись к минимуму. Кроме того, это будет выгодно и покупателю, у которого появится возможность проверить легальность покупаемой продукции, отправив SMS-сообщение.
– Если бы у вас была возможность проголосовать за введение сухого закона, как бы вы поступили?
– Я против введения сухого закона. Я считаю, что любой запрет только усиливает тягу к алкоголю. Другое дело, что нужно ограничить продажу и распитие спиртных напитков, четко контролировать исполнение этих мер. И исключить момент неосознанной спонтанной покупки алкоголя. А следование лучшим традициям потребления качественного вина, к примеру, за ужином, еще никогда не приводило к алкоголизму.