Асфальт глазами дилетанта

Сегодня о плохих волгоградских дорогах и об их ремонте не говорит только ленивый. Для того чтобы рабочие не халтурили и асфальт укладывали правильно, была создана целая система контроля, в которой активное участие принимают не только специальные комиссии, но и рядовые волгоградцы. Загвоздка в том, что наши жители, как правило, обладают рвением, но отнюдь не знанием технологии процесса, в котором мы и поможем вам разобраться.

Ремонт дорог – дело серьезное, и нам, обывателям, весьма полезно будет узнать его основные принципы и этапы. Только владея информацией, можно оценить профессиональный уровень подрядчиков и ориентироваться в процессе. Пролить свет на этот вопрос нам помог профессионал – кандидат технических наук, доцент кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Лескин.

Проект

Все параметры предстоящих работ по капитальному ремонту или строительству дорог отражены в проекте.

Старое покрытие

Обычно, если внутриквартальная дорога находится в плачевном состоянии (имеются выбоины, разрушение покрытия), то в первую очередь необходимо убрать существующее старое покрытие вплоть до основания нижележащих слоев.

Однако у нас принято делать ямочный ремонт, хотя в нормативных документах понятия ямочного ремонта не существует. Его придумали русские! А ведь подобные латки, положенные поверх разрушенной дорожной одежды, ситуацию не спасают.

Подготовка основания

Правильный вариант – убрать старый слой асфальтобетонного покрытия, подготовить и уплотнить будущее основание. Обычно укладывают еще щебень разных фракций по способу заклинки и уплотняют. После этого необходимо очистить основание от пыли и грязи.

Подгрунтовка

Подгрунтовка (нанесение и распределение специальной смеси, которая обеспечивает сцепление слоев между собой) проводится битумной эмульсией или битумом. Расход составляет примерно 0,6-1,1 литра на метр квадратный. Этот процесс должен выполняться механизированно – автогудронатором, который равномерно распределяет слой. Вручную с ведром и веничком правильно нанести смесь невозможно. Это нарушение технологии. Подгрунтовка должна простоять от 6 до 12 часов. За это время битум или битумная эмульсия застывают и твердеют. Только после этого можно производить укладку асфальтобетона.

Укладка двух слоев асфальтобетона

Слоев асфальта может быть несколько. Если укладывается 2 слоя, то минимальная общая толщина – 12 см. То есть, если нижний слой 7 см, то верхний – 5 см, если нижний – 8, то верхний – 4. Укладывается первый выравнивающий слой и уплотняется. Если работы продолжаются в этот день и смесь еще не остыла, можно сразу укладывать и верхний слой. Однако если был перерыв (например, на ночь) и смесь остыла, то надо произвести подгрунтовку еще раз перед тем, как укладывать верхний слой асфальта.

Укладка одного слоя асфальтобетона

Однослойное покрытие укладывается в том случае, если старое было в хорошем состоянии (укладывать один слой на разрушенную дорогу недопустимо). Тогда так же очищается основание от пыли и грязи специальными машинами, производится подгрунтовка и укладывается выравнивающий слой переменной толщины. Толщина его может быть разной, так как асфальтоукладчик распределяет смесь в зависимости от глубины впадин и выбоин.

Работы производятся на специальной технике, но иногда в стесненных условиях допускается производить работу вручную.

Уплотнение

После того, как смесь выровнена, ее надо уплотнить. Обычно уплотняют двумя катками: легким и тяжелым, которые в зависимости от типа асфальтобетона делают определенное количество проходов. Если ремонтируемая дорога предназначена для движения автотранспорта, то ее обязательно уплотнять катками. Если это пешеходные дорожки и тротуары, то допускается уплотнение виброплитами. Это небольшая машинка, которую ведет рабочий.

Температура асфальта

Когда идет укладка асфальта, рабочий или мастер должен контролировать температуру доставленной смеси. Выпуск смеси на заводе – 150-160 градусов по Цельсию. Если дальность перевозки небольшая (10-20 км), то к месту работы она приходит, слегка остывшей – 140 градусов. Это нормально, ведь допустимая температура – не ниже 120 градусов. Если смесь прибыла на участок холоднее этой температуры, то ее необходимо отправить обратно. Так как остывший асфальт невозможно хорошо уплотнить, и его показатели будут ниже. В асфальте станут образовываться пустоты, в которые будет попадать вода. Зимой она замерзнет и разрушит покрытие.

Погода

Укладка асфальта во время дождя категорически запрещена – покрытие должно быть чистым и сухим. Работать в мороз тоже не допускается – температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов весной и не ниже +10 градусов осенью. В принципе, допускается укладывать смесь и в более холодное время (до -10 градусов), но для этого необходимо соблюдать определенные условия, и мы не располагаем техникой, которая могла бы их обеспечить.

Проверка качества

Через 3 дня после того, как асфальт уложен, делаются вырубки – берутся образцы асфальта и проводится анализ на все физико-механические свойства. В городе есть две лаборатории, которые проводят подобные исследования.

Сейчас на всех участках, где ведутся дорожные работы, есть информационные стенды, на которых указаны контактные телефоны. Позвонив по ним, вы можете пожаловаться на некачественную работу дорожных строителей.

Поделиться в соцсетях