Автопарк советского периода

собрали волгоградцы, члены клуба «Моторы Сталинграда», которые ставят «на ход» уникальные ретроавтомобили и мотоциклы

Реконструкторы из патриотических клубов – того же «Пехотинца» – для своих выступлений используют старую технику с новой начинкой: в грузовике или мотоцикле времен Великой Отечественной у них стоит новенький мотор. Аутентичная, то есть на 100?% подлинная техника им просто не по карману – такие машины стоят 100 тыс. рублей. Да и ни к чему это для воссоздания сцен Сталинградской битвы – зритель все равно не увидит разницу. Однако увлеченные ценители раритетной техники так не считают.

Штучный экземпляр

Волгоградский реставратор и любитель старинной техники Алексей Никулин недавно приобрел ржавый мотоцикл М-72, участвовавший в Великой Отечественной войне. Старую технику ему доставили аж из Челябинска. Затем Никулин прикупил второй мотоцикл той же модели. И начал собирать из двух неработающих мотоциклов один, но такой, чтоб и выглядел как новенький, и ездил исправно. У одного взял корпус, у другого – начинку. И то, и другое еще долго доводил до ума. Сейчас этот мотоцикл М-72?1941 года выпуска известен всему Волгограду: он участвует в парадах к Дню Победы и в других памятных мероприятиях. Бегает как новенький.

Алексей Никулин – член клуба «Моторы Сталинграда». Свое несколько фанатичное следование исторической достоверности техники объясняет так:

– Вот вам нравится, когда вас в магазине обманывают: продают вместо настоящего цельного молока порошковое? Нет? Вот и мне хочется, чтобы было все по?настоящему. Чтобы отреставрированные мною машины и внутри, и снаружи выглядели так, как будто только что сошли с заводского конвейера. Однажды, когда мы 9 мая с коллегами из клуба «Моторы Сталинграда» проверяли на Мамаевом кургане двигатель одной машины времен Великой Отечественной, к нам подошел ветеран, грудь в орденах, и со слезами на глазах воскликнул: «Я помню этот звук! Я водил в войну такой же! Восстановили?таки, настоящий!» Такие эмоции дорогого стоят. И дело вовсе не в деньгах.

«Я знаю, почему немцы проиграли войну»

Особенно нравится Алексею Никулину возиться с немецкой техникой. Все?таки немецкое качество – это не пустой звук. Меня реставратор покатал на автобусе BARKAS выпуска 70?х годов прошлого столетия. В свое время он показал жене утопленный до середины колес в землю ржавый остов этого автобуса, и супруга пришла в ужас: на что тратится семейный бюджет! А сегодня это любимый семейный транспорт: на нем ездят и по городу, и на дачу.

– Кстати, пока ремонтировал различную немецкую технику, в том числе времен войны, я понял, почему немцы проиграли войну! Из-за перфекционизма! У них каждый завод был очень специализирован. Все же – частные предприятия. «Сломалось у вас что?то, везите к нам: только у нас есть нужные детали, только мы починим!» Качество у немецкой техники, конечно, отменное, но если какая?нибудь мелочь вышла из строя, пока не найдешь именно эту «родную» деталь, ничего не починишь. Ну не рассчитывали немцы на наши степи, морозы и колдобины! На то, что ремонтировать технику придется в чистом поле! А в Советском Союзе, как известно, любую машину прямо в степи ломом чинили. У нас были стандартизация и унификация – зиловская полуось идеально подходила и к грузинскому тягачу «Колхида», и к другим грузовикам.

Уезжают за рубеж

Конечно, надо быть настоящим энтузиастом старинной техники, чтобы отдавать все свободное время и средства восстановлению мотоцикла, на котором в лес за грибами особо не поездишь. Но, как правило, реставрированные мотоциклы не используются как транспортные средства, а сохраняются для участия в пробегах, выставках или съемках художественных фильмов.

Когда движение реставраторов старинной техники в нашей стране только зарождалось (первый клуб любителей – рижский «ААК» на территории бывшего СССР появился в 1972 году), на энтузиастов смотрели как на чудиков, занимающихся абсолютно нестоящим делом. Однако в середине 80?х годов деятельность любителей старинной техники начала находить отклик в широких массах. Казалось, еще немного, и появятся в стране музеи старинных транспортных средств, клубы смогут выйти на международный уровень, да и государство наше заметит и оценит, наконец, деятельность многочисленных энтузиастов. Была даже попытка создать Ассоциацию клубов старинной техники. Прошла учредительная конференция, был подготовлен пакет документов для ее регистрации. Но жизнь повернулась совершенно иной стороной. Поскольку все организации стали переходить на самоокупаемость, потребовались средства на регистрацию Ассоциации, а их не оказалось.

Поэтому сейчас отремонтированные российскими умельцами старинные автомобили и мотоциклы все чаще уезжают за рубеж. Так, отремонтированный Алексеем Никулиным мотоцикл М-72 выпуска 1955 года ушел коллекционеру из Черногории за 100 тыс. руб-лей…

«Это последний в мире. Берегите его»

Ко Дню работников печати в прошлом году Алексей Никулин отремонтировал по заказу музея-панорамы «Сталинградская битва» немецкий печатный станок 1926 года выпуска – до войны на нем печатали газету «Сталинградская правда». Во время Великой Отечественной станок работал с двойной нагрузкой: производил листовки и плакаты патриотического содержания. Потом снова печатал газету. Работал он очень долго, пока не перестал справляться с тиражом.

– Я долго думал, как его ремонтировать, – признается реставратор. – Аналога?то нет! Сделал запрос в Германию. Оказалось, что завод-изготовитель, который произвел этот станок в 30?е годы XX века, до сих пор работает и производит тоже печатные станки для типографий! Оттуда мне выслали чертежи и письмо, в котором было написано: «Это последний сохранившийся в мире печатный станок данной модели. Берегите его. Это не только ваша история, но и история нашего завода». Сейчас этот станок в рабочем состоянии. Он демонстрируется в одной из экспозиций музея-панорамы «Сталинградская битва». Должен сказать, что в 1926 году литье у немцев было такого качества, что между двумя подогнанными деталями даже щели не было.

«Чайка» круче, чем «Ленд Крузер»

Во вторник, 7 июня, специально для телеканала «Россия» еще один член клуба «Моторы Сталинграда» Сергей Сидоров провел в Волгограде тест-драйв легендарного автомобиля «Чайка» ГАЗ-13. Настоящая «Чайка» с родной «начинкой» – это такая редкость, что их во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Эти машины никогда не были товаром народного потребления, даже не имели установленной розничной цены. «Чайки» использовались только в качестве персонального транспорта высшей советской партийной номенклатуры. Владелец единственной «Чайки» в Волгограде Сергей Сидоров утверждает, что этот автомобиль никогда не реставрировался – он просто никогда не ломался.

– «Начинка» для автомобиля этой модели изначально создавалась для кагэбэшной «Волги», – открывает малоизвестные факты Сергей Сидоров. – Мощность двигателя «Чайки» ГАЗ-13 – 195 «лошадей». Но, несмотря на достаточно сильный даже по современным меркам движок и приличный вес в две тонны, это гораздо более экономичная по расходу топлива машина, чем, к примеру, внедорожник «Ленд Крузер».

Фото vpravda.ru