«Баклановский удар» разрубил завесу тайны о казачестве

«Волгоградка» обнаружила двойника легендарного генерала в затерянном хуторе. Какое оно, казачество? Ответ на этот вопрос корреспонденты «ВП» всецело получили, побывав на областном фестивале казачьей славы в Иловлинском районе. Казаки из ряда районов собрались в хуторе Медведев. Союз казачьих общин Волгограда и Иловлинский казачий юрт вспомнили про 205-летие со дня рождения героя Кавказской войны 19-го века, казака Якова Бакланова, именем которого именуется мощный удар шашкой. Фестиваль так и назвали – «Баклановский удар».

Мелите жернова, мелите

Медведевское сельское поселение, или, как здесь говорят, хутор Медведи (с ударением на последний слог), встретило нас казачьим хором. Здесь и младшеклассники из ансамбля «Лава» усердно тянули песни «Рассея, моя Рассея» и «В амбар за мукой», а женщины величали их не мальчиками, но почтительно – казачками. Взрослые соревновались в искусстве джигитовки, представляли показательные выступления конноспортивного клуба «Дончак» и даже устроили рок-концерт. Вокруг человеческого многоголосья – буйство флагов и вымпелов. Ну, к примеру, казачий флаг мы знаем. А вот солнце на красном фоне, или даже черный стяг, на котором череп и кости – что это?

Местные жители по большому счету сами выдают разные версии: и что, мол, это флаг Медведевского сельского поселения, так как глава молодой да дерзкий, а быть может, это флаг байкеров, которые тоже приехали на фестиваль и гарцевали на железных конях. Подходим к главе Александру Гребневу – казаку в черном пальто и с опрятно повязанным галстуком. Про флаг он нам ни слова, зато спешит поделиться, что Медведевское сельское поселение – уже несколько лет подряд первое среди сдатчиков молока. Заключен договор с Еланским сырзавозом, его сотрудники приезжают и закупают парное лакомство. А еще в станице шесть фермеров, из них трое, по словам главы, крепко стоят на ногах.

Да и соседи не подкачали: привезли на фестиваль свои изделия. На мероприятии были представлены и ароматная сдоба из Александровского сельского поселения, и лепешки из Озерок, муку на которые мололи здесь же на ручном жернове двухсотлетней давности, и разносолы от тосовцев. А еще уха по-казачьи с курицей и рыбой и межнациональный «шашлык». Но все равно: не мало ли духу казачьего?

«Любители космоса и рок-н-ролла»

– Много духу, много, – почти ревет известный защитник казачества, депутат Иловлинской районной думы Андрей Прошаков, – казачество – это вам не сопли по плетню. У нас тут и космос, и рок-н-ролл, – делится он, очевидно, вспоминая, что 12 апреля, когда открылся фестиваль, вся страна празднует День Космонавтики, а на следующий день отмечают свой праздник любители рок-н-ролла. Однако даже он не может разгадать геральдику некоторых флагов, призвав на помощь бравого казака из Волгограда.

– Владимир Скорик, руководитель казачьей общины «Степные стражи», – представляется тот, – красный флаг с солнцем – это наш. Солнце – вечный круг бытия, незыблемость традиций, которые мы поддерживаем в городе-герое, – отмечает Скорик.

По мнению серьезного и хмурого руководителя «Степных страж», дети и молодежь сегодня буквально «вдарились» в казачество. Если, конечно, традиции развивать и поддерживать, воспитывать детей по обычаям предков. Побывав здесь, пожалуй, согласишься с таким утверждением. Маленький мальчишечка, лет четырех от роду, гарцует (!) на коне и старательно тянет ножки, поднимает ручонку, делает «ласточку». Богдан Горобченко с двух лет посещает в Иловле клуб «Дончак».


В стремени с пеленок

– Наверное, когда первый раз на лошадь посадили, расплакался, испугался, – осторожно спрашиваем у его мамы Марии Горобченко. Она также приехала на фестиваль в традиционной казачьей одежде: красавица, будто с картины сошла, не унимается наш фотограф.

– Что вы, Богдан так просился к лошадкам! – рассказывает Мария Горобченко, – посадила его на лошадь, а он и говорит: "Ну мама, теперь я всю жизнь буду так ездить!" Мы очень тогда удивились таким речам!

На юного джигита приехали посмотреть третьеклассники из Качалинской школы № 1. Их учитель Ольга Сорокина говорит, что занимается с детьми по пяти казачьим направлениям – они изучают краеведение, фольклор, историю казачества, уроки труда у них строятся на знании прикладного творчества. А уж основы православной культуры дети постигают с первого класса, в отличие от городских сверстников, которые изучают гуманитарный курс только в четвертом классе. Особая программа дает уже свои плоды – дети вежливые, любознательные. Им тоже интересно, что же это за череп с костями колышется рядом с казачьим стягом.

На помощь приходит волгоградский писатель Сергей Засядкин, который тоже приехал на фестиваль.

– Этот флаг подарили Якову Петровичу Бакланову монахини, череп и кости на нем, как они сказали, Адамовы. На флаге были вышиты слова молитвы: «Чаю воскресенья мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Сергей Засядкин сам потомственный казак, поэтому с особым вдохновением рассказывает про знаменитого генерала. Оказывается, в основном уроженцы здешних мест служили в полку в Севастополе. Они наводили ужас на чеченцев. Знаменитым считался и баклановский удар – Яков Петрович шашкой разрубал неприятелей пополам, до седла. Как описывают его историки, он был смуглым, двухметровым казаком, худощавым, но с недюжинной силой.

Впечатлившись рассказом Засядкина, корреспондент «ВП» вдруг увидела… живого Бакланова. Высокий мужчина, очень похожий на знаменитого генерала, тащил лавочку, чтобы казаки преклонного возраста чувствовали себя удобно на празднике.

«Генерал» тракторов из совхоза «Пролетарий»

Сергей Чалов живет в хуторе и работает на «Кировце» в местном совхозе «Пролетарий».

– Поля забороновали, отсеяли сафлор почти уже, – смущенно сообщает он, – торопились, да техника старая. По два раза на неделю ломается.

– А своя-то лошадь есть? Какой же казак без коня? – спрашиваем у Чалова.

Тот, опять же, застеснявшись так, что сквозь смуглые щеки проступает румянец, говорит: "Нет. Зато три коровы. Как женился, научил жену их доить. По 450 рублей за голову пастуху платим. Для кого-то мало, по нашим доходам – много. Но пастух хороший. Вон он, на трассе джигитует!"

Казачьей формы у Чалова, как две капли воды похожего на Бакланова, тоже нет. По молодости, рассказывает, интересовался корнями, узнал, что по материнской линии прадед по фамилии Мельниченко был атаманом в Ростовской области. Но сейчас, по его словам, «утихомирился». Давит то, что совхоз распадается, а так хочется внуков еще поднять. Их у него трое. Стараются с супругой их на каникулы привечать. Приезжают внуки-волгоградцы в станицу на лето, а тут раздолье, воздух чистый. На речку Тишанку пойдут с дедом, карасей, душманов наловят. Бывает, и щука попадается. Так и живут: скромно, по-тихому. Двойник Бакланова считает, что для него геройство и лучшее проявление казачьих качеств – это жить на земле, город поддерживать. Трудно, но очень нужно. Празднику Сергей Чалов был очень рад – на прощание сказал, будто бы силы прибавились. А кто-то из казачек даже расплакался, услышав хор тоненьких детских голосков, которые затянули: "Рассея, моя Рассея, от Волги – до Енисея…"