Без ума от покупок: призрак шопомании бродит по планете

В декабре даже те граждане, которые всеми фибрами души ненавидят магазины, сметают с прилавков буквально все – и то, что подходит в качестве подарков, и даже то, что не очень подходит. А тут еще начинаются дорогие сердцу каждого распродажи. В общем, удержаться от покупки нет никакой возможности. Но иногда наступает момент, когда шопинг из приятного времяпрепровождения превращается в болезнь. И об этом мы поговорили с психотерапевтом, заместителем главного врача областной клинической психиатрической больницы № 2 Юрием Цыбулей.

В магазин как на работу

– Юрий Викторович, а кто такие шопоголики и чем они отличаются от обычных покупателей?

– У шопомании есть и второе название – ониомания (от греческого onios – покупаемый, mania – влечение, страсть, безумие). Это непреодолимое, навязчивое влечение делать покупки, чаще всего ненужные, без учета своих возможностей. Синонимом, привычным нашему слуху, стал термин «шопомания» или «шопоголизм» (от английского shopping). Термин «ониомания» впервые был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1909 году. Но ониомания стала активно изучаться только в последние десятилетия.

– Почему? Стало так много людей, испытывающих нездоровую страсть к покупкам?

– Да. Считается, что в США и Англии шопоголизмом страдает каждый десятый взрослый житель. В Германии более 800 тысяч немцев зависимы от шопинга. А если говорить в целом, то, по некоторым данным, этой зависимостью страдает около 20% населения развитых стран!

– А в России?

– У нас такой статистики нет.

– Выходит, у нас и проблемы такой нет? Мы неразвитая страна, что ли?

– Понимаете, в нашем обществе шопоголизм даже приветствуется. Традиционно считается, что шопинг полезен, особенно при стрессах, депрессии. Некоторые психиатры рекомендуют пациентам устраивать регулярные походы по магазинам, дабы отвлечься от грустных мыслей и порадовать покупками. Способствуют шипоголизму массированная реклама, которая у нас разве что из утюга не звучит, и, конечно, распродажи. Распродажи – явление для России относительно новое, как, впрочем, и шопомания. А в той же Америке в первый день распродажи в супермаркетах вообще настоящие побоища происходят из-за того, что очень хочется получить вещь бесплатно или почти бесплатно. В РФ такого нет. Но, учитывая любовь к халяве нашего населения и громадное количество магазинов, подобное и у нас не за горами.

– Какие же симптомы шопоголизма?

– Это обязательные ежедневные походы в магазин. Человек ходит туда, как на работу, и постоянно делает покупки. Речь идет о вещах, в которых нет необходимости, которые уже у человека есть, но он продолжает их покупать. Для него важна не столько вещь, сколько сам процесс покупки. Он ищет магазины, где происходят распродажи, проводит там весь день, что-то постоянно покупает, и при этом у него повышается настроение. Когда вы идете в магазин, у вас повышается настроение?

– Еще как! Но только когда деньги есть. Чего без денег зря ходить-то?

– А вот шопоголика и отсутствие денег не останавливает. Он берет кредит и все равно покупает, покупает… Если он не посетил магазин, день прошел для него даром. У него теряется интерес к повседневным делам, к работе. Он и на работе занят только тем, что обсуждает с коллегами свои покупки. А дома у него ссоры, потому что ненужные покупки делаются порой на последние деньги из семейного бюджета, а причину покупки он объяснить родным не в состоянии. Существует несколько стадий шопоголизма. Начинается все с первой ненужной покупки, но с ощущением внутреннего удовлетворения, получения удовольствия. Это происходит чаще всего на распродажах. Вторая стадия наступает, когда покупка чем-то подкрепляется. Например, ощущением удачи, возможностью продемонстрировать «превосходство» над знакомыми, обсудить с ними покупки. На этом этапе начинает нарастать потребность приобретать все новые и новые вещи. Третья стадия – когда формируется непреодолимое влечение к совершению покупок с фантазийными представлениями о будущих покупках и параллельно начинают появляться финансовые проблемы. На четвертой стадии теряется критика к действиям, покупки совершаются все чаще и все в большем количестве, не считаясь с финансовым положением. На пятой стадии человек уже осознает свою зависимость, покупки не приносят ему прежнего удовольствия, а напротив, сопровождаются чувством вины. Шопоголик пытается ограничить свои покупки, но – безуспешно.

Брюки от скуки

– То есть без помощи специалиста с этой бедой не справиться?

– Да. И не надо недооценивать шопоголизм. Это такая же зависимость, как алкоголизм, как игромания. А последствия очень серьезные. Шопоголик занимает деньги, берет кредиты. Чтобы расплатиться, люди продают машины, квартиры и т. д. Некоторые идут на кражи и мошенничества. В результате распадаются семьи, возникают депрессивные расстройства и даже суициды.

– Ничего себе «радость от покупки»! А откуда, Юрий Викторович, у проблемы ноги-то растут?

– Все мы, как говорится, родом из детства. Одна из причин – недостаток любви со стороны родителей и замена ее различными покупками, подарками. Особенно часто «задаривают» ребенка те родители, которые в разводе. Вторая причина – низкая самооценка, неуверенность в себе. Каждая купленная вещь, как считает шопоголик, придает ему определенный социальный статус, и его самооценка растет. Третья причина – депрессия, скука. Между прочим, исследования показали, что наиболее подвержены шопоголизму женщины, а также люди из бедных семей – становясь взрослыми и заимев деньги, они стараются восполнить то, что не имели в детстве.

– Перед Новым годом в волгоградских магазинах настоящий ажиотаж. С прилавков сметают почти все – от бытовой техники до парфюмерии. У нашего народа приступ шопомании?

– Я думаю, что причина нынешнего покупательского ажиотажа – все-таки экономика. Произошел обвал рубля, и волгоградцы, прогнозируя возможное повышение цен, скупают все подряд, лишь бы деньги повыгоднее вложить. Кстати, в психиатрии выделяются два вида шопоголизма – истинный, когда приобретается все, что привлекает внимание, и шопоголизм разумный – когда приобретаются вещи необходимые, но в большем количестве, чем это нужно для нормальной жизни. А у нас, россиян, шопоголизм особенный: как только возникает напряженная политическая ситуация, то мы начинаем активно скупать то, что в принципе может пропасть из магазинов – соль, спички, сахар, гречку… И где тут шопоголизм, а где просто паника – трудно понять.

– И все-таки насколько шопоголизм актуален для волгоградцев? Есть среди ваших пациентов шопоголики?

– Пока нет. Но ведь игроманы у нас тоже появились не сразу. Сейчас Россия стремительно догоняет Запад и Америку. По крайней мере, по количеству нарядов, бриллиантов, автомобилей и недвижимости наша шоу-тусовка мало чем уступает заморской шоу-тусовке. Наше общество постепенно превращается, к сожалению, в общество потребления. А потребление легко переходит из разумного в неразумное. Наши психологи уже начинают заниматься таким расстройством, как шопоголизм. Очень важно, чтобы шопоголик сам осознал: да, у меня проблема. Когда он в этом сам себе признается, ему будет легче совершать дальнейшие шаги – обратиться за помощью к психологу или психиатру. И конечно, постараться взять себя в руки. Вместо магазинов найти для себя какие-то другие развлечения – театр, кино и т. д. Если идешь в магазин – напиши список необходимых покупок, чтобы не приобретать вещи или продукты спонтанно. В кошельке оставляйте только небольшую необходимую сумму. От карточек, особенно кредитных, лучше вообще отказаться – с ними процесс расходования денег труднее контролировать. И периодически надо проводить ревизию своих вещей, чтобы определять, что вам действительно нужно.

– Но все-таки, доктор, а если совсем депрессия одолела, может, можно все-таки совершить какую-нибудь ненужную и совсем недорогую покупочку? Ну, например, кружку веселенького цвета или DVD-диск с любимым фильмом, а?

– То есть это вроде как курить, но более слабые сигареты? Нет, это не поможет. Никаких компромиссов! Уж бросил, так бросил.

– Легко вам, мужчинам, которых в магазин на аркане не затянешь, так говорить. А мы, женщины, заходим в магазин – и нам хорошо!

– Тогда ходите без денег. Пришла, погладила, померила, и как в знаменитом фильме: «А нет у вас такого, но только с перламутровыми пуговицами? Нет? Ну, будем искать». Поверьте, в жизни есть много вещей, которые куда интересней, чем магазины!

DNG