Билет в один конец

  • Билет в один конец
  • Билет в один конец
Сегодня жители области все чаще задают вопрос: почему с привычного маршрута вдруг исчезли автобусы? Недавно появились слухи, что из-за прекращения финансирования автотранспортных предприятий пассажирские перевозки и вовсе могут замереть в любой момент.

Разобраться в этой ситуации мы попытались вместе с исполнительным директором НП СРО «Автотранспортный союз Волгоградской области» Николаем Дорощенко.

– Николай Владимирович, жители Волгоградской области последнее время стали жаловаться на то, что автобусы по некоторым маршрутам стали реже ездить. Якобы у автотранспортных предприятий просто нет средств. Что происходит?

– Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, была вполне предсказуема. Дело в том, что в прошлом году, когда формировался региональный бюджет, финансирование государственных унитарных предприятий, которых в области 25, было заложено только на три квартала. В четвертом квартале для пассажирских предприятий предполагалось изыскивать какие-то дополнительные средства. Вот и получилось, что ГУПы, как положено, отработали 9 месяцев, а затем оказались в ситуации выбора, приостановить пассажирские перевозки или искать какой-то выход из положения.

Одни предприятия на свой страх и риск стали брать кредиты, для того чтобы продолжать работать. Другие вынуждены были сильно сократить маршруты. Наибольшие сложности испытали автотранспортные предприятия в Ленинском, Краснослободском, Палласовском районах, а также в Камышине. На сегодняшний день это головная боль как руководства регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, так и области вообще.

– О каких суммах идет речь?

– Прошлый год ГУПы закончили с долгом в размере 100 миллионов рублей. Плюс финансирование работы предприятий в этом году, которое должно было составить 450 миллионов. А в бюджете на весь год было заложено лишь около 350 миллионов. Таким образом, сложившийся дефицит приближается к 200 миллионам рублей, которые необходимо изыскать как можно скорее, пока предприятия окончательно не встали.

– Суммы действительно серьезные. Но ведь предприятия возят пассажиров не бесплатно. Скажите, насколько они рентабельны сегодня и могут ли они в принципе работать с прибылью?

– Пассажирский транспорт, который перевозит население по фиксированным тарифам, практически везде дотируется из бюджета. Во всяком случае мне известно только единственное государство – Великобритания, где на общественный транспорт не выделяются государственные дотации. В Германии же, например, подобные предприятия на 1 евро доходов получают 1 евро дотаций. У нас пропорции примерно те же.

– Получается, частник, который зачастую работает параллельно с государственным предприятием, практически при одинаковой стоимости билета умудряется получать неплохую прибыль, тогда как другой работает себе в убыток? Может, государству стоит подумать о том, чтобы передать все перевозки в частные руки?

– Мнение о том, что частник может заменить государственные предприятия, ошибочно в корне. Этого в принципе не может быть. Тот частник, который сегодня осуществляет перевозки, по большей части представляет собой, так сказать, «самозанятое» население. Это в основном граждане, которым просто негде больше работать. Как правило, у них от одной до нескольких единиц транспорта. В этой ситуации просто невозможно говорить о какой-то технической базе. Соблюдение правил эксплуатации транспортного средства, график работы водителей, налоги – все это зависит только от владельца транспортных средств. При таком раскладе безопасность пассажиров далеко не на первом месте.

Но главное, никакой частник никогда не поедет по убыточному маршруту. И строгое соблюдение расписания движения для частника не закон. Появились личные обстоятельства – и частник уехал в другом направлении. Что тогда делать тем, кто должен ехать на работу, в поликлинику, по делам? Приведу еще один пример: на сегодняшний день частные предприятия и государственные перевозят примерно одинаковое количество пассажиров. Но первые платят налогов раз в десять меньше, чем вторые.

– Как найти ту золотую середину, которая позволит и «самозанятым гражданам» не потерять работу, и пассажирам получать качественные услуги?

– На самом деле для пассажира неважно, в автобус какой формы собственности он садится. Для него важно, чтобы этот автобус был комфортным, безопасным и ходил четко по расписанию. Поэтому мое мнение такое: на частника должен распространяться такой же контроль, как и на государственные предприятия. При этом речь ни в коем случае не идет о каком-то выдавливании частных предприятий с рынка перевозок. Однако именно государственные предприятия должны задавать планку качества работы, а значит, постоянно развиваться и искать пути улучшения своей деятельности.

Недавно в области началась реорганизация ГУПов. Ее результатом должно стать создание единого регионального автотранспортного предприятия «Волгоградавтотранс». А нынешние ГУПы, которые обслуживают перевозки в районах, станут его филиалами. Таким образом, в Волгограде будут сосредоточены единый центр, единая техническая служба, единая служба эксплуатации, а в районах останутся автопарки. Все это позволит оптимизировать маршрутную сеть, сделать управление процессами перевозок более четким, гибким. Данная реорганизация – возврат к хорошему старому, к тому опыту, который у нас уже был. Это очень правильный и своевременный шаг. Но, повторюсь, при нынешнем дефиците средств осуществить все это очень сложно.

Комментарий

Андрей Путин, министр транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области:

- Определенные сложности в транспортной сфере региона сегодня действительно существуют. Они связаны с тем, что бюджет 2012 года был сформирован таким образом, что заложенных на автотранспортные предприятия субсидий хватило по сути на пол года. В ближайшее время на утверждение депутатов областной думы будут вынесены наши предложения по увеличению доли софинансирования ГУПов. Речь идет о выделении 120 миллионов рублей. Думаю, депутаты поддержат эту инициативу, и до конца года никаких проблем и сложностей возникать больше не будет. В регионе есть необходимый ресурс, чтобы стабилизировать ситуацию. Что касается перспективы, то сейчас формируется маршрутная сеть на 2013 год, которая позволит избавиться от хаотичности в маршрутном сообщении, которое, к сожалению, сегодня присутствует. Реорганизация ГУПов приведет к укрупнению автотранспортных предприятий, станет возможным сократить расходы на закупку запчастей, топлива, всевозможных материалов за счет централизации этого процесса. При этом никаких масштабных сокращений персонала не предусматривается.

Поделиться в соцсетях