«Битва за урожай» по-сталинградски

Одной из героических страниц в истории Сталинградской битвы являются бои за местный элеватор. Об этом кровавом "сражении за урожай" рассказывает кандидат исторических наук, профессор Виктор ПОПОВ

Бой к югу от Царицы

Командующий 6-й полевой армией вермахта генерал-полковник Фридрих Паулюс, грезивший захватить «город Сталина», в качестве одного из символов этой страстно им желаемой победы намеревался учредить для своих солдат и офицеров специальный шеврон с изображением Сталинградского элеватора. Почему он придавал ему столь большое значение? Причин было несколько. Одна из них заключается в том, что элеватор был на тот момент самым высоким зданием в Сталинграде. Владение им позволяло держать под наблюдением и обстреливать близлежащие городские окрестности, а также важную для защитников города переправу на остров Голодный. В то же время это давало возможность контролировать развязку пути окружной железной дороги в южном направлении – на Бекетовку, Сарепту и Красноармейск. Поэтому сразу после входа гитлеровцев в Сталинград бои за элеватор вспыхнули ожесточенные.

Часть Сталинграда, расположенную к югу от реки Царицы, атаковала в те дни 24-я танковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Арно фон Ленски. Практически с ходу она захватила железнодорожный вокзал станции Сталинград-II и прилегающие к нему городские кварталы.

Одновременно быстрое продвижение танкового корпуса генерал-полковника Германа Гота отрезало главное на тот момент городское зернохранилище от оборонявших город частей Красной Армии. В этой естественной городской крепости оказалась заблокирована часть бойцов 35-й гвардейской дивизии, возглавлял которую на тот момент гвардии полковник Василий Дубянский.

В ночь на 17 сентября 1942 года на помощь к ним смог пробиться взвод морских пехотинцев лейтенанта Андрея Хозанова, входящий в состав 92-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты. Морские пехотинцы также принесли с собой в элеватор два станковых пулемета и два противотанковых ружья.

Сдаваться отказались

Двумя днями позже противник полностью окружил элеватор и начал методично штурмовать его. Силы штурмующих здание частей вермахта до 20 раз превосходили количественно оборонявших его красноармейцев и моряков-североморцев. Но они раз за разом отражали атаки наседавших на элеватор фашистов и не давали им ворваться внутрь зернохранилища. Защитники здания элеватора отклонили при этом предложение сложить оружие и сдаться, несмотря на все обещанные им посулы. Будучи отрезаны от основных своих частей, как могли, они при этом экономили боеприпасы, провиант и воду. Германская артиллерия прямой наводкой начала крушить железобетонное сооружение, создавая при этом условия для перехода в решительное наступление 94-й пехотной дивизии генерал- лейтенанта Георга Пфейфера, входящей с состав 4-й танковой армии Гота.

Ситуация внутри элеватора к тому моменту стала ужасающей. Зерно в хранилище выгорело почти полностью. Бойцы задыхались от гари и пыли, силы их были напряжены до пределов возможного, закончилась даже питьевая вода. Нечем было охлаждать пулеметы, раскалявшиеся в ходе боя чуть не докрасна.

Стрелять пришлось на голоса

К вечеру 20 сентября у моряков на элеваторе закончились боеприпасы. Но они все равно продолжали сражаться – кровопролитный бой за элеватор начал переходить в рукопашные схватки. Последний свой решающий штурм элеватора гитлеровцы предприняли 22 сентября. Им удалось проникнуть в здание, в котором было ничего не видно из-за пыли и гари. В редких сохранявшихся очагах сопротивления огонь вели, ориентируясь на голоса, – стрелять прицельно не представлялось возможным.

Следующей ночью небольшой группе чудом оставшихся в живых красноармейцев и североморцев удалось вырваться из кольца окружения и выйти к своим. Когда дым в элеваторе развеялся, глазам захватчиков открылась в стенах элеватора леденящая душу картина. В руинах бетонного здания лежали обгоревшие либо разорванные на куски тела его защитников. Были среди них и задохнувшиеся от сплошного дыма, но все равно не сдавшиеся в плен. Живыми гитлеровцы захватили только тяжело раненных морских пехотинцев, находившихся в полубессознательном состоянии…

Это был настоящий подвиг. Сентябрьские бои 1942 года за железнодорожный вокзал Сталинграда, элеватор и Мамаев курган не позволили противнику овладеть героическим городом. Части Красной Армии смогли подтянуть необходимые резервы, занять оборонительные рубежи и сдерживать последующий натиск вермахта.

Из досье «Сталинградки»

Волгоградский элеватор был спроектирован в 1936 году всесоюзным трестом «Хлебострой». Проект его являлся типовым, практически точная копия этого здания находится в Рыбинске. Строительство элеватора началось в Сталинграде в 1938 году, в эксплуатацию он был сдан в начале лета 1941 года. В то время этот комплекс назывался «Сталинградский мельничный комбинат», или же комплекс «Мельстрой». Кроме самого зернохранилища, в состав его входили детский садик и жилой дом для семей работников элеватора. В наше время Волгоградский элеватор признан объектом культурного наследия федерального значения.

DNG