Бронекатер на берегу Волги стал символом мужества военных моряков

На берегу Волги, недалеко от музея-панорамы «Сталинградская битва», будто бы на приколе стоит небольшое судно: открытый всем ветрам, несет свою «вахту» бронекатер № 13. Несмотря на «несчастливое» число бронекатер – со счастливой судьбой: ему не только выпало счастье пройти сквозь огонь Сталинградского сражения, но и предоставлена честь стать памятником, символом героизма, отваги и мужества моряков.

Одеты в броню

12 ноября 1931 г. командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на проектирование двух типов бронекатеров. Один из них («большой») – для реки Амур – планировалось вооружить двумя 76-мм орудиями в башнях, а другой («малый») – одним таким же орудием. Кроме того, на них планировалось установить по две легкие башенки с 7,62-мм пулеметами. Новые средства вооружения должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе.

В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» завершил работу. Оба катера были очень близки по конструкции. В 1934 году Зеленодольский судостроительный завод им. Горького (Татарстан) получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей – речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, за 10 лет их построили 154 единицы.

Бронекатер № 13 был заложен в 1941 г., вступил в строй в июне следующего года, а с октября вошел в состав 1-й бригады речных кораблей Волжской военной флотилии, которая с 24 июля 1942 года по распоряжению Ставки Верховного главнокомандования была передана в оперативное подчинение Сталинградскому фронту. Бронекатер до 17 декабря 1942 г. (до полного ледостава на Волге) успешно выполнял боевые задания по перевозкам войск, вооружения, медикаментов, продовольствия, защищал переправу от воздушных налетов противника, подавлял огневые точки, конвоировал суда, защищая их от вражеской авиации.

Особую роль бронекатера Волжской военной флотилии сыграли, когда Волга стала замерзать. Вот только один боевой эпизод с их участием.

«20 ноября, в день перехода войск Сталинградского фронта в контрнаступление, бронекатера № 12, 13 и 61 получили задание доставить пополнение, боеприпасы и продовольствие 138-й стрелковой дивизии полковника Ивана Ильича Людникова, прижатой к Волге на небольшом простреливаемом всеми боевыми средствами противника участке. В ночь на 21 ноября бронекатера, приняв на борт более 300 бойцов и до 40 тонн боеприпасов и других грузов, совершили переход вблизи занятого противником берега к пункту разгрузки, находившемуся в 150 метрах от переднего края. Под ожесточенным огнем гитлеровцев они в течение получаса высадили людей, выгрузили боеприпасы и продовольствие, приняли 263 раненых. Во время обратного рейса бронекатера, вступив в перестрелку с врагом, подавили 10 его огневых точек и взорвали склад боеприпасов».

Вновь в Волгограде

Всего в Сталинградской битве участвовали 14 бронекатеров Волжской военной флотилии. Мобильность, способность укрываться в протоках Волги и Ахтубы делала их малоуязвимыми для авиации и артиллерии противника. За героизм, проявленный в период Сталинградской битвы, приказом наркома Военно-морского флота от 1 марта 1943 г. команде бронекатера № 13 присвоено гвардейское звание «Тринадцатый». 14 сентября 1943 он был причислен к Днепровской флотилии, в составе которой участвовал в боях на Припяти и Западном Буге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях.

В 1960 году, после того как флотилия была расформирована, бронекатер передали музею обороны Царицына-Сталинграда им. товарища Сталина для установки в качестве экспоната. Когда бронекатер пришел своим ходом в город, с него сняли вооружение, и он был оставлен в затоне судостроительно-судоремонтного завода (г. Краснослободск) для основательного ремонта.

От времени, неблагоприятных условий корабль потерял прежний вид, лишился некоторых палубных надстроек, предметов оснащения и оборудования, корпус сильно обветшал. Задача осложнялась тем, что отсутствовали не только чертежи бронекатера, но и его фотографии. Со страниц региональных газет судоремонтники обращались к волгоградцам с просьбой передать фотографии бронекатера. Следует отметить, что ремонт должен был быть закончен в 1980 году, однако работы затянулись вплоть до середины 90-х годов.

7 мая 1995 года на набережной имени 62-й Армии прошла торжественная церемония открытия памятника «БК-13». С этого дня бронекатер застыл на берегу Волги, история его плаваний закончилась, судьба же его как памятника в руках потомков.