Будет лечить время

Минздрав определил, сколько времени необходимо врачам-специалистам на прием пациента.

Сейчас проект приказа ведомства проходит общественное обсуждение на государственном портале проектов нормативных актов.

В документе прописано, что на первичный прием одного пациента кардиологу отводится 24 минуты, эндокринологу – 19 минут, стоматологу-терапевту – 44 минуты. Повторный прием должен занять на 20–30?% меньше времени. При этом затраты врача на оформление меддокументации должны составлять не более 35?% от времени посещения пациента.

В прошлом году Минздрав утвердил нормативы и для других специалистов, работающих в поликлиниках: терапевты и педиатры должны тратить на каждого больного в среднем 15 минут, семейные врачи – 18 минут, неврологи и гинекологи – 22 минуты, офтальмологи – 14 минут, оториноларингологи – 16 минут. Время на заполнение медицинской документации – также 35?% от нормативного. При этом Минздрав утверждал, что нормы в большей степени ориентированы на расчет системы нормирования труда в поликлинике, а практикующий врач должен принимать пациента столько, сколько это необходимо.

По идее, нововведению должны радоваться и пациенты, и врачи. Однако радость может оказаться преждевременной. Вот что говорят волгоградские медики.

Виталий Иваненко, кардиолог:

– 24 минуты кардиологу на первичный прием, когда он первый раз видит больного, конечно, недостаточно. Нужно не меньше 30 минут. И потом, надо учитывать, что сегодня работа с медицинской документацией отнимает много времени. Электронный документооборот до конца не внедрен и много документооборота бумажного. Пока все заполнишь и правильно оформишь, это не 35?%, а все 50?% от времени, отведенного на прием.

Светлана Емельянова, детский эндокринолог:

– Мы понимаем, что в основе лежат возможности финансирования и наличие штатов. Но без увеличения штата специалистов (а их хронически не хватает!) временной норматив «работать» не будет. Да, нам, врачам, хотелось бы не только 19, но 20 и более минут. Сегодня мы работаем, не глядя в глаза пациенту, то есть пишем, пишем, пишем, чуть?чуть общаемся с пациентом и снова пишем. А все эти 19 минут должны быть посвящены пациенту. Свои резервы мы найдем: переориентируем работу медсестер, поручим им заполнение форм, не требующих компетенции врача. Однако самая большая надежда все?таки на информатизацию и электронный документооборот. Пилотные проекты в нескольких лечебных учреждениях нашего региона прошли, но надо, чтобы такие возможности (и в первую очередь технические!) были у всех. И необходимо уходить от понятия дубляжа, когда меддокументация заполняется и в электронном виде, и на бумажных носителях.

Сергей Подщипников, стоматолог:

– 44 минуты на первичный прием стоматологу-терапевту, конечно, мало. С пациентом надо побеседовать, узнать, есть ли аллергические реакции, расположить к себе, успокоить. Ведь на что чаще всего жалуются пациенты? На то, что врачи их не слушают. А у врачей на это просто нет времени! И еще один момент. У нас большое количество пациентов с полисами ДМС, и они хотят получить все по полной программе: то есть рентгеновское обследование до начала лечения, в процессе лечения и после него. Плюсуйте это время и еще то время, сколько пациент потратит на то, чтобы дойти до рентгенкабинета и подождать хоть в небольшой, но очереди. Поэтому вписаться в рекомендованные временные нормативы стоматологу-терапевту весьма проблематично.

Впрочем, все наши эксперты отметили и позитивный момент в инициативе Минздрава: само по себе нормирование – большой шаг вперед. Нормы приема пациентов основательно не пересматривались более 30 лет. В прошлом году НИИ организации и информатизации здравоохранения по инициативе Минздрава провел фотохронометражные исследования в 17 регионах, и именно они были положены в основу формирования нормативов. Со следующего года, как обещают в ведомстве, появятся нормативы для фтизиатров, дерматовенерологов, эндоскопистов и хирургов.

Фото vpravda.ru