Что делать, если банк отказывается помогать в получении сведений о кредитной истории?

В условиях кризиса собственная кредитная история становится чуть ли не единственным аргументом в получении кредита или даже трудоустройстве.

Любой заемщик имеет право один раз в год бесплатно ее проверить. На деле получить летопись своих долгов оказалось непросто. В этом на собственном опыте убедилась руководитель делового блока «ВП» Елена Пашутинская.

Кредитная история есть у всех, кто когда?либо получал хотя бы один кредит, хранится она в бюро кредитных историй (БКИ). Озаботившись получением собственной кредитной истории, я выяснила, что сведения о заемщике могут находиться в нескольких бюро. По закону один раз в год можно бесплатно получить сведения о себе – кредитный отчет – во всех БКИ. Чтобы не тратить усилия на опрос всех БКИ (в последней версии Госреестра зарегировано 22 БКИ), нужно выяснить, где именно есть сведения о заемщике.

Узнать, в каких БКИ хранится кредитная история заемщика, можно в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ) ЦБ. Запрос направляется через форму запроса на сайте ЦБ или через банк, любое БКИ, Почту РФ, нотариуса, микрофинансовую организацию или кредитный кооператив. Самым удобным мне показалось онлайн-обращение в ЦККИ ЦБ – для этого нужен только код субъекта кредитной истории, которым потом можно пользоваться регулярно. Обращение в БКИ потребует письменного запроса с заверенной нотариусом подписью, за услуги бюро придется уплатить 300 рублей. К этому нужно добавить также расходы на почтовое отправление.

Кода субъекта кредитной истории у меня, конечно, не было. Сформировать его можно при заключении договора кредита или позднее, обратившись в любой банк или БКИ. Выбрав первый вариант, поскольку офисов БКИ в Волгограде немного, я обратилась в волгоградское подразделение крупного федерального банка, кредит которому выплачивала на тот момент. Сотрудники банка сразу решили мне отказать, заявив, что ничего не знают о коде субъекта кредитной истории. В итоге мы все же составили некое заявление в свободной форме на получение кода. Правда, банк все же не стал формировать код и, не отказывая напрямую, рекомендовал мне обратиться в НБКИ, куда он отправляет сведения. «Все данные по коду, кредитной истории и прочие клиент может только самостоятельно получить на сайте НБКИ», говорилось в письменном ответе банка.

Меня такое положение дел не устроило, и я направила электронный запрос-жалобу в ЦБ через сайт. Регулятор отвечает на электронные запросы в срок до 30 дней, мой ответ пришел недели через три. ЦБ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, но с целью оказания мне помощи направил в банк запрос с просьбой рассмотреть мое обращение и дать разъяснения. Также было указано, что возможность обращения для формирования кода в любую кредитную организацию предусмотрена п. 2.8 Указания Банка России № 1610?У. Еще в письме сообщалось, что отказавший мне банк уверял, что вовсе не отказывал. Он оправдывался тем, что мой запрос был составлен неверно и из него невозможно было определить, что именно мне было нужно. Однако банк был готов рассмотреть мой запрос повторно.

Повторное обращение и напоминание о запросе регулятора возымело действие. Сотрудники регионального филиала специально запросили инструкции в московском офисе на предмет формирования кода субъекта кредитной истории. В банке сразу появились специальные бланки для этой цели, сотрудники в разговоре со мной признались, что делают это впервые. Примерно через полторы недели я уже смогла воспользоваться кодом на сайте ЦБ и теперь знаю, в каких БКИ хранится моя история. Осталось только получить у них кредитные отчеты, а это, скорее всего, тоже будет не так?то просто.