Что мешает развитию водного такси в Волгограде

Волгоград называют портом пяти морей, но главная водная артерия – Волга, по мнению самих же горожан, эксплуатируется далеко не в полную силу. Разговоры же о водном такси, которое могло бы избавить волгоградцев от утомительного стояния в пробках, пока не дали результатов.

В жаркие летние дни у центральных ступенек набережной можно наблюдать, как бравые молодчики на мини-катерах предлагают свои услуги по перевозке на пляж. Но как пояснили в региональном представительстве Государственной инспекции маломерных судов, действуют они незаконно, поскольку подобная инициатива не гарантирует условий безопасности пассажиров.

– Мы стараемся пресекать деятельнось частных водных перевозчиков, – говорит главный государственный инспектор по маломерным судам Волгоградской области Валентин Нижников. – Поскольку никто не гарантирует безопасность перевозки пассажиров, а значит в случае ЧП никто не будет нести ответственность.

Раньше частные владельцы маломерных судов должны были лицензировать свою деятельность, но по непонятным причинам отдел лицензирования при региональной транспортной инспекции был устранен. Регистрация в ГИМС не дает разрешительного права на коммерческую деятельность. Чтобы спокойно работать, не нарушая закон, нужно сняться с учета в государственной инспекции, классифицировать судно в региональном представительстве организации ФАУ «Росрегистр» и подтвердить его исправное техническое состояние. Если процедура прошла успешно, то владелец судна обращается в администрацию ФБУ «Администрация Волжкого бассейнового управления внутренних водных путей», получает судовой билет, а после регистрации своей коммерческой деятельности в рамках общероссийского законодательства занимается перевозками.

Контроль частных судов, занимающихся коммерческой деятельностью, осуществляет организация, выдавшая билет на право вождения. Проверяется техническое состояние судна, его экологическая безопасность, а также наличие оборудования и средств, обеспечивающих безопасность пассажиров, – спасжилеты, огнетушитель, спасательные круги. Казалось бы, процедура проста, но желающих открыть новый бизнес – единицы.

В то же время летом по Волге перемещаются катера, яхты, моторные лодки и скутеры с пассажирами на борту – причем без какого-либо права на их перевозку. Клиентов судовладельцы находят без проблем через собственные сайты и сарафанное радио. Судовые документы в порядке, а если с вопросами подойдут представители налоговой инспекции – лазейка проста: мол, это мои родственники, и я отдыхаю с ними.

Находящиеся на борту пассажиры даже не подозревают, что в случае пожара или ЧП иного характера никакой страховки ни им, ни их родственникам никто не гарантирует. И если о судне, предоставляющем явную угрозу безопасности плавания, здоровью людей или окружающей среде, инспектор портового контроля извещает силовые ведомства, то на так называемых «неквалифицированных» перевозчиков такие моменты не распространяются.

– Гораздо проще было бы контролировать судовладельцев, которые находятся в нашей базе, – поясняет начальник инспекционного отдела ФБУ "Администрация Волжского бассейнового управления внутренних водных путей" Эдуард Викторов. – Прежде чем дать судовой билет, мы тщательно проверяем и судно, и владельца. Никаких препятствий к регистрации я не вижу, нужно прийти и получить у нас судовой билет.

Сами судовладельцы свое нежелание узаконить коммерческую деятельность объясняют по-разному. «Лодка не моя, – признается Александр, 18-летний шкипер моторной яхты. – Я вожу людей, мне хозяин платит, а насчет оформлений пусть сам думает...». «Пытался я узаконить свою деятельность, – объясняет 32-летний Владимир. – Посидел там в очереди, здесь, потом еще ИП нужно оформить – честно говоря, некогда, да и зачем – работаю на Волге только летом, и то, когда захочу, а зимой задачи другие…». «Не совсем надежный бизнес, – считает шкипер катера Валерий. – Сегодня густо, завтра – пусто, а налоги отдай…».

Тем временем проект водного такси успешно работает в российской столице. Маломерные суда водного такси вмещают до 12 пассажиров. Согласно произведенным расчетам объем спроса на услуги водного такси в Московском регионе составляет 514 тысяч человек. Стоимость проезда по Москве-реке – 400-500 рублей в час.

Что касается Волгограда, то при протяженности города в 80 км вдоль Волги, нам, как говорится, сам бог велел развивать это направление малого бизнеса, но, увы, заинтересованных предпринимателей нет.

Не за горами в городе-герое чемпионат мира по футболу. В планах подготовки к нему и реконструкция Центральной набережной: строительство дополнительных причалов для маломерных судов. При наличии такси туристы могут обозревать с Волги панораму города от музея-панорамы «Сталинградская битва» до острова Людникова и в другом направлении – до входа в Волго-Донской канал. Кроме того, в утренние часы "пик" при ограничении движения наземного транспорта горожане могли бы без проблем добираться в любую точку города вдоль Волги.

Кто же может быть заинтересован в том, чтобы развивать в Волгограде водное такси? С одной стороны, контролирующие и выпускающие организации есть, судовладельцы – тоже, а такси как такового нет. Как считают судовладельцы, нужен конструктивный диалог с властями города, чтобы хотя бы на первых порах этот необычный вид бизнеса получил поддержку в виде послабления налоговых сборов при гарантии ужесточения мер в отношении незаконных перевозчиков.

DNG