Чтобы путь был добрым

Ежегодно в России «исчезает» целый районный центр с численностью населения около 35 тысяч человек! Именно столько людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях. Поток «груза-200» с российских автотрасс настолько велик, что, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева, он начал серьезно влиять на уровень смертности в стране и за последние годы вышел на уровень потерь от боевых действий.

Медицинская статистика приводит горькие цифры: 80% пострадавших в ДТП погибают сразу в момент аварии. Смертность среди оставшихся 20% тоже очень высокая, потому что медицинская помощь, оказанная им, не всегда бывает своевременной и адекватной тяжести состояния. И даже если медикам удалось сохранить жизнь жертвам автоаварий, очень велика вероятность того, что они останутся инвалидами.

«Золотое» время пошло

Экономический ущерб от происшествий на дорогах России составляет 369 млрд рублей в год. Это около 2% ВВП – величина, сопоставимая с затратами государства на образование! Поэтому борьба за снижение смертности и травматизма при ДТП стала одним из приоритетов государственной политики и с 2008 года получила статус направления нацпроекта «Здоровье». Доказано: если человек, попавший в ДТП, получил квалифицированную медпомощь в течение часа (специалисты называют его «золотым»), шансы остаться в живых увеличиваются у него в несколько раз. И в то же время отсутствие медпомощи в течение часа увеличивает количество смертельных исходов на 30%, в течение 3 часов – на 60%, в течение 6 часов – на 90%. Программа «Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП» призвана помочь сберечь драгоценное время, а значит, и человеческие жизни.

В прошлом году Волгоградская область вошла в эту программу. Предполагалось, что в ее рамках лечебные учреждения, расположенные вдоль трассы М-6 «Каспий», получат специальное оборудование и санитарный транспорт. Кроме того, планировалось создать травмоцентры первого и второго уровня для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Доктора на трассу. Срочно!

Трасса М-6 выбрана не случайно. Она проходит по Волгограду и 9 сельским районам. Интенсивность движения по ней – около 7000 единиц транспорта в сутки. По данным ГИБДД, именно здесь происходит наибольшее количество ДТП, в том числе и с гибелью пострадавших. Региональные власти подписали соглашение с Минздравсоцразвития РФ. Согласно ему на мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи при ДТП из федерального бюджета выделялось около 254 млн рублей, 79 млн рублей из регионального бюджета в качестве софинансирования и еще 21 млн рублей из бюджетов муниципальных образований на подготовку помещений для закупаемого оборудования. Федеральные средства поступили в область в конце сентября, и на них, а также деньги региональные было запланировано приобрести 344 единицы необходимого медицинского оборудования и спецавтотраспорт – машины скорой медицинской помощи.

– Это оборудование, необходимое для оказания помощи пострадавшим с сочетанной и множественной изолированной травмой, в том числе компьютерные томографы, рентгенологическое, хирургическое, диагностическое и прочее оборудование для противошоковых операционных и реанимационных отделений, где будет оказываться медицинская помощь данной категории пациентов, – объясняет заместитель председателя комитета по здравоохранению администрации региона Анатолий Себелев. – Что касается спецавтотранспорта, то это машины класса С – реанимобили, предназначенные для работы реанимационных бригад, и класса В – для работы обычных бригад – в общей сложности около 40. Проведены аукционные мероприятия, и 178 единиц оборудования (52%) уже поступили в регион и распределены по четырем лечебным учреждениям, которые призваны выполнять функции травмоцентров первого уровня (муниципальные больницы скорой помощи № 7 и 25 города Волгограда) и второго уровня (Михайловская и Камышинская ЦРБ). Часть оборудования уже смонтирована и активно эксплуатируется. Остальное оборудование будет поступать в течение года. Также территориальный центр медицины катастроф в рамках программы получил 5 реанимобилей на базе «Форда».

Травмы в электронном виде

В комитете по здравоохранению не сомневаются: организация травмоцентров двух уровней и оснащение их необходимой техникой, на которой будут работать обученные специалисты (в прошлом году около 80 медработников прошли соответствующее обучение, в том числе на базе НИИ скорой медицинской помощи им. Джанилидзе), поможет в корне изменить ситуацию со смертностью на дорогах.

– Основная идея, – объясняет Анатолий Себелев, – состоит в том, чтобы пострадавшие ДТП поступали только в такие медучреждения, где им могут круглосуточно оказывать высококвалифицированную своевременную помощь. Речь идет, прежде всего, об обеспечении точной диагностики и проведении оперативных вмешательств, в том числе при черепно-мозговых травмах (а они сегодня составляют 80% от всех травм, полученных пострадавшими в ДТП). Травмоцентры второго уровня будут обслуживать территорию от 50 до 100 км в окружности. Травмоцентры же первого уровня будут заниматься не только оказанием специализированной медицинской помощи пострадавшим, но и являться организационно-методическими центрами всей травмосистемы региона. То есть отслеживать и контролировать состояние здоровья всех пострадавших в автоавариях, поступивших в медицинские учреждения, а в случае необходимости принимать решение об их перегоспитализации в другие медицинские учреждения и о проведении оперативных вмешательств на том или ином этапе. Специально для этого создается областной электронный регистр травм, куда будет заноситься информация обо всех пострадавших в ДТП. Программу для него по нашей просьбе сейчас разрабатывают специалисты кафедры информационных технологий Волгоградского государственного медицинского университета. Кроме того, в этой травмосистеме будут задействованы территориальный центр медицины катастроф и ряд ЦРБ, находящиеся вдоль трассы М-6. Мы их условно назвали травмоцентры третьего уровня, потому что нельзя исключить возможность доставки жертв аварий туда.

Предполагается, что в течение 2012 года новая травмосистема должна «откататься» на трассе М-6. А следующей на очереди должна стать трасса Сызрань – Волгоград, где также происходит очень много аварий.