Депутаты областной думы рассмотрят две редакции нового Устава Волгоградской области

В течение двух месяцев депутаты областной думы планирует принять новый Устав Волгоградской области, в результате чего в регионе появится высший орган исполнительной власти – региональное правительство. Председатель правительства, который будет проходить процедуру согласования в региональном парламенте, получит статус вице-губернатора и будет отвечать за эффективную работу региональных министров и социально-экономическое развитие области.

Усиление парламентаризма
Формирование региональных правительств становится одним из главных векторов государственной региональной политики, который призван усилить провозглашенную децентрализацию бюджетных и властных полномочий. Отметим, что уклон социально-экономического развития в сторону регионов становится в России все более актуальным в силу целого ряда объективных причин. Усиление социальной ориентированности бюджетов требуют от региональной власти выстраивания более интегрированной и эффективно функционирующей вертикали власти. При этом государственная власть предлагает создать также необходимые механизмы для усиления контроля за работой чиновников со стороны представительских органов власти.
Как считает председатель комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Волгоградской областной думы Владимир Попов, изменения во властных структурах связаны еще и с тем, что государственная власть должна быть понятна населению на всех уровнях управления.
– Мы живем в едином государстве. И если в подавляющем большинстве регионов, а сегодня таких регионов уже более 60, созданы правительства, это говорит о том, что данная форма востребована среди населения. Считаю, что власть на всех уровнях должна быть максимально идентична и по названиям, и по функциональным особенностям, чтобы простым людям было более понятно, как устроена вертикаль власти, – считает Попов.
По словам депутата, создание регионального правительства позволит за счет укрупнения министерских структур на порядок повысить ответственность и подотчетность региональных чиновников, сократить их общее количество и снизить бюджетные расходы на их содержание.
С третьей попытки
Стоит сказать, что попытки создать региональное правительство депутаты Волгоградской областной думы предпринимали неоднократно. Еще во времена, когда администрацию Волгоградской области возглавлял Николай Максюта, областные парламентарии активно будировали этот вопрос, но вынести на парламентские слушания проект закона им так и не удалось. Не нашли депутаты должного понимания в этом вопросе и у экс-губернатора Анатолия Бровко, который отложил рассмотрение законопроекта на неопределенное время.
Третий заход проект нового устава региона, авторами которого выступили 13 депутатов регионального парламента, стал более успешным и теперь вместо одного законопроекта парламентариям предстоит рассмотреть две редакции. Второй вариант Устава Волгоградской области внес на рассмотрение губернатор Сергей Боженов.
Как рассказал Владимир Попов, депутаты позитивно восприняли появление альтернативного законопроекта, так как, обе редакции главного закона Волгоградской области имеют много общего. Народным избранникам остается только собрать все лучшее из обеих редакций воедино и утвердить новый устав региона в оптимальном формате.
– Очень хорошо, что губернатор разделяет наши взгляды и сам хочет, что называется, быстрее засучить рукава, чтобы через месяц, максимум два запустить работу регионального правительства. Уверен, что новая структура, при условии, что это будет профессиональная и работоспособная команда, сумеет придать необходимый импульс развитию региона, а также укрепит уровень парламентаризма, – отметил Попов.
Премьерный выход
Согласно представленного главой региона проекта закона, формирование состава правительства, которое будет являться высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, отнесено к компетенции губернатора. Правительство будет состоять из председателя правительства в ранге вице-губернатора и министров.
Согласно законопроекту, председатель правительства будет назначаться главой региона с согласия Волгоградской областной думы. Решение думы по кандидатуре председателя правительства, как ожидается, будет приниматься большинством голосов от установленного числа депутатов. Если представленная кандидатура по каким-то причинам не сможет набрать указанного числа голосов, она будет считаться отклоненной. При этом отклоненная кандидатура не может быть повторно внесена на рассмотрение в думу.
В случае двукратного отклонения представленных губернатором кандидатур на должность председателя правительства губернатором Волгоградской области планируется проведение дополнительных парламентских консультаций. После проведения которых губернатор вносит третье и последнее предложение по кандидатуре председателя правительства Волгоградской области. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур областной думой губернатор вправе будет назначить председателя правительства самостоятельно.
Как рассказал Владимир Попов, отличия двух редакций Устава Волгоградской области минимальны, но они есть. Например, в губернаторском варианте отсутствует такое понятие, как Уставной суд, который представляет собой некий аналог Конституционного Суда РФ в формате региона.
По мнению Попова наличие такой структуры – вопрос дебатируемый, но на этом никто из депутатов законодательного собрания пока не настаивает, так как во многих регионах Уставного суда просто нет. Кроме того, в губернаторском варианте отсутствует раздел, посвященный казачеству. По мнению Попова, вопрос также спорный, так как на сегодняшний день у депутатов есть юридическое заключение о том, что многие положения этого раздела, который фигурирует в депутатском варианте устава, противоречат Конституции РФ. Хотя, как отметил Попов, в уставе Ростовской области такой раздел есть и при необходимости он может быть вынесен на обсуждение.
Главным же отличием думской и губернаторской редакции проекта устава региона является порядок назначения министров правительства. Кабинет министров согласовывается депутатами облдумы в полном составе, кроме премьера, – это прерогатива главы региона.
Сегодня в думе состоятся первые слушания этого во многом судьбоносного законопроекта. Принимая во внимание содержательную схожесть обеих законопроектов, бурных дебатов, уверены эксперты, в зале заседаний облдумы не предвидится. Как ожидается, самым дискутируемым и компромиссным вопросом при обсуждении станет вопрос о количестве министерских постов.