Держать марку!

Держать марку!
Как волгоградский художник Владислав Коваль стал автором редчайших марок, а также единственной в мире марки имени самого себя

Он знаменит как художник, интересен как философ и приятен в общении как умный, интеллигентный человек. Но обозреватель «ВП» Юлия ГРЕЧУХИНА узнала еще об одном таланте известного волгоградца Владислава Коваля.

«Я просто хулиганил…»

Сначала о личном. Когда?то собирание марок было одним из популярных школьных увлечений – не избежала той детской моды и автор этих строк. Коллекция моя была скромная и совсем девчачья – цветочки, животные, искусство…

Альбом до сих пор лежит дома. И только сейчас я узнала, что в моей коллекции есть марка, автор которой – студент московского полиграфического института Владислав Коваль.

Марка была создана к 70?летию Дмитрия Шостаковича, выпущена относительно небольшим тиражом и может быть предметом гордости любого филателиста. Как студенту пятого курса удалось получить столь престижный заказ от столичного агентства «Новости»?

– Хулиганил, – лукаво улыбается Коваль. – Я служил срочную и, как все солдаты, часто писал письма домой.

В то время (это был 1969 год) солдатские письма отправлялись бесплатно в специальных конвертах. На таком конверте Коваль и нарисовал имитацию марки – советский сверхзвуковой пассажирский самолет – конкурент «Конкорда», о котором в ту пору было много разговоров. Поставил цену 4 коп. и бросил в почтовый ящик.

– И моя самодельная марка была благополучно погашена! – смеется художник.

Никто не заметил обмана

Через несколько лет, уже будучи студентом и живя в столице, Коваль повторил ту же авантюру. Но на этот раз решил не скромничать – акварелью написал собственный крошечный автопортрет, снабдил его важной надписью: «Советский художник-график В. Коваль. Почта СССР 1973 г.»

И отправил в Волжский своим родным. Сработало! Миниатюрка была такой тонкой, искусной, что никто не заметил обмана. «Марка» была погашена.

Войдя во вкус, Коваль не раз повторял эту захватывающую игру с псевдомарками. Рисовал крейсеры «Аврору» и «Варяг», «шедевры мировой живописи», среди которых были портреты жены, украшавшие его комнату в общежитии. И каждый раз все ему сходило с рук.

«Дайте ему работу, чтобы не создавал конкуренции!»

В один прекрасный день он набрался смелости и показал конверты со своими фальшивыми марками не где?нибудь, а в Министерстве связи СССР. Можно представить, какой шок пережил главный художник ДИЭЗПО (Дирекция по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты) Анатолий Аксамит, увидев такое «творчество» зеленого студента.

Он тут же пригласил в кабинет главного редактора и другое начальство. И то ли в шутку, то ли всерьез распорядился: «Дайте этому студенту работу, чтобы не создавал нам конкуренции».

…И вот первый заказ – марка к юбилею Шостаковича. Ему нужно было просмотреть фотографии великого композитора, но были только снимки последнего времени, а для его идеи они не годились.

Тогда Коваль созвонился с сыном композитора, и тот направил его к вдове Ирине Антоновне, у которой хранился архив.

– Дверь мне открыла домработница, – рассказывает Коваль. – Пройдя по коридорам, мы очутились в просторном кабинете, где стояли два фортепиано, рабочий стол с креслом и мягкий диван.

Он помнит все до мелочей: на стене – рисунок под стеклом в тонкой рамке: портрет маленького Мити Шостаковича, автограф Натальи Гончаровой 1910 года.

– И мне подают ароматный кофе в изящной чашке, – улыбается Коваль.

Все эти детали, схваченные цепким взглядом художника, Коваль помнит до сих пор.

Озарение пришло внезапно

В архиве композитора удалось найти подходящий для своего замысла портрет Шостаковича. Но Коваль долго мучился над композицией марки.

– Я решил: она должна отражать тему Ленинграда, иметь какой?то знаковый символ, – говорит художник. – Был отброшен вариант с Исаакиевским собором – люди в то время не идентифицировали его с Санкт-Петербургом. Медный всадник для почтовой миниатюры был слишком мелок.

Озарение пришло как всегда неожиданно. Адмиралтейская игла на фоне ночного неба. А по небу – нотный стан с вступлением Седьмой симфонии Шостаковича. И вписанный в эту композицию портрет Шостаковича…

Эскиз должен был получить одобрение на всех уровнях. Но согласование прошло так: музыкальный критик Данилевич открыл пианино, установил перед собой марку Коваля и, проиграв отрывок темы Сопротивления из Седьмой симфонии, кивнул: «Все верно».

Подарок родному городу

Так первая официальная марка Коваля положила начало серии, посвященной русским, советским композиторам: Шостаковичу, Хачатуряну, Асафьеву.

Позже он создал серии миниатюр, посвященные русским писателям, флотоводцам, адмиралам, юбилейные марки и блоки. Всего – более полусотни марок…

Шли годы… В 1989?м Волгоград готовился праздновать 400?летие. Коваль посвятил родному городу почтовую миниатюру с небольшим «секретиком».

Верный своим убеждениям, автор решил: на марке обязательно должна быть атмосфера Царицына. И выбрал гравюру XVII века Олеария с панорамой царицынской крепости.

Герб с перекрещенными стерлядями был размещен над крепостью и скульптурой «Родина-мать зовет!». Невооруженным глазом практически невозможно заметить скрытый авторский знак в виде латинской монограммы, затейливо вписанный в частокол крепости…

Филателисты-чудаки

В 1840?х годах в лондонской газете «Таймс» было размещено объявление неизвестного молодого человека, желавшего оклеить свою спальню гашеными марками. При этом, благодаря помощи друзей, он уже имел 16? 000 марок, но этого количества было все?таки недостаточно. Марками оклеивали также галстуки, шляпы, автомобили. В середине XX века в США, в Балтиморе подвенечное платье одной невесты было украшено 30 тыс. чистых (негашеных) марок.

«Это отличный гид по истории!»

Мое трепетное отношение к маркам родом из детства, – говорит Владислав Коваль. – Я держал на ладони маленькую картинку и погружался вместе с нею в увлекательный мир. Неизвестные страны, короли, президенты, полководцы, гербы, названия, которые я в ту пору не мог перевести. Но от этого их тайны становились еще привлекательнее. Почтовая марка может стать отличным гидом по родной истории, рассказать о свершениях, надеждах, жизни целых народов и стран…

Клей со вкусом шоколада

Клей на обратной стороне марки обязательно должен быть безопасен для человека, поскольку большинство людей перед наклеиванием лижут клеевой слой. Некоторые современные составы клея содержат сахарин и другие улучшающие вкус добавки – для привлечения покупателей. В 1960?х годах во Франции были выпущены так называемые «вкусные» марки, где в клей добавлялись лимонный сок, мята, ванилин. И даже была выпущена марка с добавкой перца. А в 2013 году в Бельгии поступила в продажу серия почтовых марок, которые изображают шоколад в различных видах – от шоколадного крема до пралине. Они издают запах сладкого лакомства, а если лизнуть их с оборотной стороны, то можно почувствовать шоколадный вкус.

Поделиться в соцсетях