Достучаться до управляющих

Руководитель инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Надежда Каминская рассказала о том, что следует предпринять, если возникли сомнения в объективности начисления платежей за жилье и коммунальные услуги, как добиться от управляющей компании выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома и заставить коммунальщиков отчитываться о каждом потраченном рубле.

Надежда Петровна, скажите, сколько жалоб поступило в инспекцию Госжилнадзора региона с начала 2013 года и что это за жалобы?

– С нового года в наш адрес поступило уже более 2,5 тысячи обращений, которые касаются порядка начисления платы за коммунальные услуги. Это почти в десять раз больше, чем за аналогичный период 2012 года.

– С чем это связано?

– В первую очередь с введением новых правил предоставления коммунальных услуг, из-за которых кардинально поменялся порядок начисления платы. Отдельной строкой появилась плата за общедомовые нужды. Новые правила также предусматривали внесение изменений во многие нормативно-правовые документы. Как следствие, изменился порядок определения нормативов потребления. И если до этого времени нормативы рассчитывались исключительно для индивидуальных нужд, то теперь при отсутствии приборов учета они стали использоваться и для расчета расходов на общедомовые нужды.

Поэтому когда вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг в сентябре 2012 года, у граждан возникла масса вопросов. Часть из них была обусловлена ошибками самих управляющих компаний. Так, например, многим волгоградцам в прошлом году начислялись платежи за горячую воду, которая в этот период не предоставлялась, или за общедомовые нужды по водоотведению, которых не могло быть в принципе. По каждому такому случаю мы проводили проверку и обязывали управляющие организации делать перерасчет.

Однако и порядок контроля за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы также поменялся. И если еще до 1 сентября 2012 года с названными вами проблемами жильцы обращались в управление Роспотребнадзора, то теперь полномочия проводить проверки в подобных случаях перешли к вам.

– Как показывают последние совещания у Президента и Председателя Правительства России, нарушений в коммунальной сфере очень много, это проблема не какого-то отдельно взятого региона. Поэтому в дальнейшем наши полномочия будут только расширяться. Однако, на мой взгляд, в этой ситуации главное то, что граждане перестали мириться с нарушениями в сфере ЖКХ и начали всячески отстаивать свои права.

– Сегодня один из самых часто задаваемых вопросов – об установке общедомовых приборов учета. Так все-таки должны граждане платить за установку счетчиков или нет?

– В законе об энергосбережении говорится, что собственники обязаны были установить общедомовые приборы учета до 1 июля 2012 года. Предварительно они должны были принять соответствующее решение на общем собрании, получить технические условия от ресурсоснабжающей организации. Однако если до середины прошлого года этого сделано не было, обязанность по установке общедомовых приборов учета легла на ресурсоснабжающие организации. При этом затраты на их установку все равно несут собственники. Единственное, если плата окажется слишком высокой, собственники вправе требовать рассрочки платежа.

Те собственники, которые эту работу уже выполнили, столкнулись с неразберихой, которая касается снятия показаний с приборов учета в период с 23 по 25 число каждого месяца. Кто-то из граждан до сих пор не разобрался в этом порядке, в каких-то домах возникли трудности даже у управляющих организаций. Может, ситуацию все-таки возможно привести к общему знаменателю?

– Областным правительством разработана дорожная карта, которая понуждает орган местного самоуправления провести мероприятия по устранению массовых нарушений в сфере ЖКХ. И в соответствии с этой дорожной картой администрация Волгограда обязана оказывать помощь в организации общих собраний в многоквартирных домах. На собраниях собственники могут принять решение передать полномочия по снятию показаний приборов учета управляющим компаниям. В новых правилах предоставления коммунальных услуг говорится, что если собственники примут такое решение, то управляющая компания будет не вправе отказаться от этого. Когда же за снятие и передачу показаний всего дома будет отвечать одно лицо, неразбериха прекратится.

– Если же общедомовые приборы учета не установлены, то граждане вынуждены платить за общедомовые нужды по нормативу. И здесь не меньше вопросов. В частности, жильцы многоквартирных домов недоумевают, почему они должны оплачивать воду из расчета 270 литров на квадратный метр площади.

– Эта проблема тщательно изучалась министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области. Итогом обсуждения, как известно, стало постановление областного правительства, которое предполагает снижение расходов жителей многоквартирных домов региона на оплату общедомовых нужд за горячую и холодную воду. С февраля 2013 года нормативы будут дифференцироваться в зависимости от этажности дома и позволят в среднем в полтора раза снизить расходы жителей на общедомовые нужды по воде. Так, жители высоток смогут платить меньше в среднем на 45%, а в малоэтажках экономия составит до 75% от прежних сумм.

К тому же теперь жестко регламентирован и перечень услуг, которые с использованием горячей и холодной воды должны оказывать жителям управляющие компании. Одновременно от мэрии Волгограда потребовали отменить городское постановление от мая 2012 года, которое, по мнению контрольно-счетной палаты региона, содержит возможности для начисления двойной оплаты за общедомовые нужды по воде.

– Ну а если в доме отсутствует водоразборное устройство?

– Если в составе общего имущества отсутствует водоразборное устройство или же есть только система, предназначенная для аварийного слива воды, то норматив на домовые нужды не может вообще применяться. Если же в доме есть кран для полива дворовой территории, то платить за это жители должны исключительно в период с мая по сентябрь. Однако многоэтажки, и в первую очередь те, в которых есть мусоропроводы, по действующим санитарным нормам и правилам обязательно должны быть оборудованы водоразборными устройствами. И если обнаруживается, что их нет или там стоят заглушки, мы понуждаем управляющие организации привести водоразборные устройства в надлежащее состояние. Также необходимо помнить, что в некоторых домах эти краны установлены в мусорокамерах или технических помещениях, и многие жильцы об их наличии даже не догадываются.

– На какие еще нарушения, связанные с начислением общедомовых нужд, вам поступают жалобы?

– Сейчас массовый характер приобрели нарушения, когда при расчете платы за общедомовые нужды не учитываются площади собственников нежилых помещений – подвалов, технических этажей, в которых расположены магазины, офисы, склады и собственниками которых может быть муниципалитет или юридические лица. Они также должны участвовать в оплате расходов на содержание общего имущества пропорционально занимаемой площади, которая, кстати, может достигать двух-трех тысяч квадратных метров. Если же помнить, что расходы на общедомовые нужды начисляются именно пропорционально занимаемой площади, то сразу станет понятно, насколько могут сократиться расходы граждан в случае учета подобных собственников.

– Однако управляющие компании нередко определяют состав общедомового имущества, мягко говоря, по своему усмотрению. Отсюда множество вопросов. Жильцы не понимают, на что тратятся их деньги, в каком количестве. И доведенные до отчаяния люди заявляют: нас просто обворовывают.

– Такая проблема есть. Если в общем, то общедомовое имущество – это все конструктивные элементы здания: крыша, фасад, перекрытия, фундамент, перегородки; все внутридомовые инженерные коммуникации: система тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, лифтовое оборудование, подкачивающие устройства. Состав имущества должен быть отражен в техническом паспорте. Поэтому чтобы определить, что именно входит в состав общедомового имущества того или иного многоквартирного дома, правительство региона инициировало сплошную инвентаризацию жилых объектов с оформлением технических паспортов.

Состав общего имущества, перечень работ по содержанию общего имущества, периодичность проведения этих работ, их цена и контроль за ними обязательно должны прописываться в договоре управления. Это существенные условия договора, и если какое-то из них не прописано, то договор считается ничтожным. И если жильцы письменно обратятся в управляющую компанию, она обязана разъяснить им, на что именно распределяется плата за содержание общего имущества. К тому же граждане должны помнить, что именно они сами на общем собрании собственников и должны определять размер этой платы, в зависимости от технического состояния дома, состава общего имущества и так далее.

– Сейчас много говорится о том, что переход на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям позволит избежать ситуации, когда перечисленные жильцами деньги за коммунальные ресурсы не доходят до предприятий, которые их предоставляют, потому что оседают на счетах управляющих компаний. Когда эта система начнет работать?

– В разработанной правительством региона дорожной карте указывается в том числе и на необходимость перехода на прямые расчеты. Этот вопрос также должен быть вынесен на общее собрание жильцов многоквартирного дома и принят там. Насколько мне известно, власти Волгограда рекомендовали управляющим организациям города перейти на эту систему и большинство управляющих организаций и ТСЖ уже приняли такое решение.

Также в регионе решено создать государственное унитарное предприятие – «Единый расчетный информационный центр». По сути, областное правительство предлагает сделать единую абонентскую службу, которая будет не только начислять и проводить платежи, но и осуществлять снятие показаний индивидуальных и коллективных приборов учета.