Дресс-код для трудоголика

Кто, собираясь на работу, не мучился, как одеться? В серый костюм? Тоскливо. Нацепить жемчужные бусы или галстук «вырви глаз»? Коллеги не так поймут. Обозреватель Юлия ГРЕЧУХИНА расспросила об основных принципах дресс-кода Елену Бестави – известного консультанта по имиджу и стилю, которая очень много знает о Ее Величестве Моде

Каждому свое

– Елена, у журналиста дресс-код один, у чиновника – другой. Но вы профи, и наверняка знаете универсальный секрет, как правильно подбирать одежду для работы.

– Самое главное правило – уместность и комфортность выбранной одежды. Причем все это в одном образе, «два в одном». Ваш облик должен внушать доверие людям, с которыми вы общаетесь. Представьте, журналист на интервью с чиновником приходит в рваных джинсах и растянутом свитере. Ему-то вполне комфортно. Но как отнесется к нему его респондент, захочет ли отвечать на серьезные вопросы?

– Уверена, что не слишком.

– Точно так же чиновник в блестящем костюме с ярким галстуком не внушит доверия простым рабочим на заводе, например, рассказывая, что все хорошо, нужно только потерпеть.

На работу, как на праздник

– Влияет ли одежда, внешний вид на продвижение по карьерной лестнице?

– Конечно, влияет. Есть такое неписаное правило: хочешь стать начальником, одевайся так, как будто ты им уже стал. Аристотель Онассис, получив свою первую зарплату, купил себе приличный костюм и красивые кожаные туфли. Ведь уделяя столь пристальное внимание своему внешнему виду, вы в первую очередь заявляете о своем уважении к делу, которым занимаетесь, и к людям, с которыми работаете. А это никогда не пройдет незамеченным.

– О чем должен «говорить» костюм? – Если вы о деловом костюме, то в первую очередь он должен говорить о ваших хороших рабочих качествах. Профессионализм, сдержанность, уравновешенность, надежность, твердость. И лишь потом о ваших личных достоинствах. Например, я знаю, что у меня красивые глаза. Чтобы сделать их более выразительными, я не стану делать яркий макияж глаз, а просто подберу платье или блузу, а, может быть, даже просто шарфик, цвет которых подчеркнет мои глаза. Задумайтесь об этом и не позволяйте одежде рассказывать о вас лишнее. (Улыбается.)

Смесь французского с нижегородским

– Недавно я присутствовала на деловом завтраке для журналистов. Обратила внимание, как по-разному были одеты приглашенные дамы (тема была для женщин). Белое кружевное платье с золотыми украшениями, джинсы и свитер, шелковая блуза с искусственным жемчугом и т. д. Есть ли у вас совет для таких случаев?

– У каждого мероприятия есть свой дресс-код. Достаточно часто он прописывается в приглашении. В данном случае для делового завтрака это Smart Casual. Это нечто среднее между обычным casual и деловым стилем. Завтрак, но деловой! Поэтому джинсы были бы уместны. Но со строгой рубашкой. Даже с шелковой блузой. А вот кружевное платье немного из «другой оперы».

– Какие аксессуары уместны в рабочей обстановке? Или лучше совсем обойтись без них?

– В первую очередь нужно понять, насколько строг дресс-код в компании. Если говорить о госучреждениях, то здесь распространяются правила дресс-кода делового стиля. Украшения сдержанные, лаконичных форм, не более трех, включая обручальное кольцо. В компаниях с менее строгим дресс- кодом вполне допустимы и более яркие аксессуары. Главное, не впадать в крайности. Не сигналить окружающим о своем появлении звоном бесчисленных украшений. И не слепить глаза коллег светом страз вашего вечернего колье.

Хорошо, что не шотландец

– А правда, что даме без колготок в офисе не место?

– Да, по канонам европейского дресс-кода закрытые ноги у дамы в офисе – обязательное условие. При этом не допускаются колготки / чулки в сетку, а также черные тонкие. Чтобы мужчины не отвлекались от работы.

– И вот такая история: госслужащий, украинец, приходит на работу в… украинской вышиванке. Элементы национального костюма уместны?

– В дресс-коде делового стиля это недопустимо. В данном случае – это уже вызов, привлечение к себе внимания. В деловом стиле все подчинено одному правилу – все пришли работать и ничего не должно отвлекать внимания. Поэтому этот стиль очень лаконичный, ничего лишнего.

Как в конструкторе Лего

– Какие ошибки чаще всего совершают люди, формируя деловой гардероб?

– Скажу, с чем я сталкивалась в гардеробах своих клиентов в начале работы с ними. Начну с мужчин. Встречается пренебрежение к бизнес-гардеробу. «Мне это не нужно. Меня и так уважают». Есть брюки и пиджак или максимум один костюм десятилетней давности. Но все это при первой встрече создает впечатление старомодности. А значит застоявшегося мышления. Два галстука в гардеробе скажут о том же. Некоторые дамы тоже иногда грешат этим. Либо впадают в другую крайность – море вещей, которые очень трудно сочетать между собой. И тогда, как в той шутке: шкаф ломится, а носить нечего. Зная основы создания имиджа, из них очень легко сформировать рациональный гардероб. В нем все вещи легко сочетаются между собой, и, как в конструкторе Лего, создается нужный новый образ.

– На что категорическое табу?

– К ним я бы отнесла все то, что будет разрушать образ в основной эмоции делового стиля. Все то, что заставит сомневаться вашего партнера, руководителя, любого, с кем выстраиваются коммуникации на работе, в вашей профессиональности, компетенции, стабильности. Например, обувь на шпильках никогда не позволит даме пройти уверенной походкой. В силу физиологического строения при ходьбе на тонких каблуках она начнет покачивать бедрами. О каких деловых качествах вам это скажет? И таких нюансов достаточно много.

50 оттенков серого

– Какие цвета предпочесть, каких лучше избегать? Часто советуют серый, но от этого что-то тоскливо…

– Возвращаясь к канонам европейского дресс-кода. Основные цвета делового стиля – синий, серый и коричневый. У каждого есть своя психология. Синий позволяет внутренне собраться, коричневый более расслабленный. Но даже если говорить только о сером цвете, я бы не сказала, что он тоскливый. Остановите свой выбор на оттенках. Возьмите серо-голубой, серо-зеленый, серо-розовый. Очень красивые оттенки и очень изысканный гардероб в результате.

– А если хочется чего-нибудь яркого?

– Абсолютно неприемлемы в бизнес-пространстве очень яркие цвета в большом количестве. Например, платье красного цвета через какое-то время начнет раздражать окружающих. Как и другие яркие цвета. Но если вам жизненно необходим этот цвет – добавьте небольшой аксессуар, который будет радовать только ваш глаз. К примеру – красный органайзер. Этим вы доставите удовольствие себе, не вызывая недовольства окружающих. Имидж – все?

– Вернусь к тому, с чего начала. Вы делаете классные преображения волгоградских женщин. Подходящий лук способствует успеху на собеседованиях, сопутствует в дальнейших карьерных успехах? Вы наблюдали примеры, что смена имиджа женщин повлияла на их судьбу?

– Вы знаете, Юлия, у меня в практике было больше женщин, у которых с бизнесом все сложилось до меня, а вот как женщин они себя потеряли… В этом вопросе я им помогла. А вот с точки зрения карьеры…Точно знаю, что грамотно выстроенный имидж в этом помогает.

ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ

К табу ярких цветов нужно добавить и черный. В больших пропорциях он тоже действует угнетающе – ассоциация с трауром. В деловом стиле он может присутствовать локально – обувь. ремни, сумки, украшения.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Сейчас в моде рваные майки, рваные куртки, рваные джинсы.

Когда же модными станут рваные носки?

DNG