Духовный кислород необходим каждому человеку

Духовный кислород необходим каждому человеку
Кременской Вознесенский мужской монастырь переживает второе рождение

Кременской Вознесенский мужской монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братией на берегу Дона, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого войска Донского. По преданию, еще во времена Ивана Грозного на этом месте в пещере подвизались семеро братьев-монахов, пришедших с Соловков. Природная красота великолепно сочетается с величием православной обители - с высоты каменно-песчаных гор открывается поистине волшебная картина. Как деревья отдают нам кислород, так и монастырь вырабатывает духовный кислород - благодать, которой хоть иногда каждый человек должен подышать…

Три века большой истории

Иеромонах Петр несет послушание – показать и рассказать гостям о жизни монастыря, о его прошлом и сегодняшнем дне:

– Немного истории. После основания монастыря один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни. Монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый».

В 1782 году по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского, в монастыре вместо деревянной церкви возводится каменный Вознесенский собор с тремя приделами: северный – в честь апостола Андрея Первозванного и архидиакона Стефана, южный теплый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезной части – в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1788 году Указом Императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Но многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и по указу Синода от 20 октября 1798 года она была восстановлена на содержании войска Донского.

Благотворителями монастыря были знаменитые атаманы войска Донского – М. И. Платов, С. Д. Ефремов, А. И. Иловайский и другие.

В 1812 году обитель принимает для лечения и жительства казаков, раненых во время боев и походов в Отечественной войне. И далее монастырь «давал приют и покой сирым, больным и израненным донцам». В связи со своей отдаленностью обитель имела еще «значение для Донской области как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чем?либо пред духовным начальством, и посылаются по суду гражданской власти.…Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных».

С приходом советской власти монастырь, как и многие другие, был закрыт. Здесь организуется сначала колония для беспризорников, позднее – психиатрическая больница, училище механизации и колония для малолетних преступников. С 1970?х годов обитель находилась в запустении. В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Чудотворная святыня

В монастыре конечно же есть свои святыни. Здесь, к примеру, находятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Луки Крымского, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Пантелеимона Целителя, мученика Вонифатия, преподобного Антония Великого и других угодников Божиих.

Но главные святыни монастыря – частица Животворящего Креста Господня, частица Пояса Пресвятой Богородицы и чудотворная Августовская икона Божией Матери. Икона написана в 1915 году по заказу казачек в благодарность о спасении своих мужей, попавших в окружение во время Первой мировой войны.

На иконе изображено явление Божией Матери русским воинам, в том числе и местным казакам, под польским городом Августов 14 сентября 1914 года. Пресвятая Богородица явилась на небе воинам и рукой указала направление выхода из окружения. На образе есть пояснение – «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Далее были перечислены 52 казака, узревших видение Богородицы, а внизу дата – «1915 год, 12 ноября».

– К чудотворной иконе Августовской Божией Матери приезжают и бедные, и богатые, и простые, и знатные, каждый просит Богородицу о своем, – отмечает иеромонах Петр. – Это личная тайна человека, а возвращаясь, благодарят за исполнение прошений и в дар приносят украшения. Один мужчина, которому был поставлен диагноз – рак, приехал в наш монастырь на неделю помолиться и потрудиться. По возвращении домой он с радостью нам сообщил, что первоначальный диагноз не подтвердился.

Удивительная история связана с популярным актером Виктором Сухоруковым. Он приезжал в ст. Клетскую почтить память Василия Шукшина, и пригласили его посетить Кременской Вознесенский монастырь. Когда он находился в соборе, раздался звонок – оказалось, ему сообщили, что утвердили на роль в фильме «Остров». Актер считает, что пребывание в нашем монастыре послужило благословением на столь желанную роль, – поясняет иеромонах Петр.

Сокровищница духовного хранения

Монах Стефан (а его послушание – печь просфоры, хлеб) на мой вопрос об особенностях Кременского Вознесенского монастыря отвечает с улыбкой:

– Особенности? Конечно, есть. Грубо говоря, это – захолустье. Что для монаха самое лучшее. Чем меньше народа, тем лучше. Монахи всегда уходили как можно дальше в лес, в пустыню. Здесь спокойно, тихо. Вода начнет прогреваться – лягушки запоют, ночью откроешь окно, поют, хоть уши затыкай!

– Приезжая в такие места, видишь, как люди живут по?другому, как люди по?другому молятся, как они к службе относятся, – поделился с нами паломник Сергей. – Часто приезжают люди, для которых монастырь – последняя надежда. А также за тем, чего им так не хватает в мирской жизни, – за благодатью и укреплением веры. Увидеть и понять тех, кто посвятил свою жизнь служению Богу.

Монахи в черном одеянии ищут путь к Богу… Господь призывает каждого своими, особыми неведомыми путями.

– Объединяет нас то, что монашеский образ жизни сделал нас едиными по духу, – отмечает игумен Савин, настоятель Кременского Вознесенского мужского монастыря. – Без него уже трудно, да просто невозможно. Совсем другое отношение к жизни. Монастырь – это сокровищница духовного хранения. Монахи живут вместе под единым началом и помогают друг другу.

– Количество людей, стремящихся побывать в монастыре, увеличивается?

– Да, и мы рады этому. Организованные группы, экскурсии, паломники едут больше летом, зимой проблема – как добраться. Очень сказывается отсутствие дороги. Труднодоступность места многого не позволяет сделать. Например, купил стройматериалы – элементарно не можешь привезти, нужна спецмашина. Паром через Дон, который может поломаться, или дорогу развезет – такие самые обычные наши проблемы.

Для уединения это самое то, а для экономики монастыря тяжело. Зима приносит самые тяжелые испытания монахам. Но они не отчаиваются, стараются делать, что могут, а Господь поможет, говорят.

И потрудиться, и помолиться

Один из старейших в Волгоградской области Кременской Вознесенский мужской монастырь переживает второе рождение. Уже совсем скоро здесь будет построена колокольня. Восстановят и братский корпус, где смогут разместиться более 50 человек.

В конце жизни многие казаки оставляли мирскую жизнь и остаток своих дней проводили в монастыре. Был такой благочестивый обычай. Раньше на Руси многие люди так поступали – в преклонных годах уходили в обитель и постригались в монахи. Может, Бог даст, этот обычай и возродится…

Одна из самых трудоемких работ по восстановлению – реконструкция самого собора. За несколько лет опустения стены православной обители прохудились и обветшали. Сейчас частично устроено внутреннее убранство. Но пока не хватает иконостаса и росписей на стенах. Также восстановлены трапезная и гостиничный корпус. А теперь меняет свой внешний вид каменный забор из кирпича. Впереди работы по благоустройству территории и, возможно, создание собственного подсобного хозяйства. Кстати, за свою историю обитель никогда не была многочисленной, здесь проживали около 50 монахов. Сейчас – всего шесть человек. Но каждый из них нашел свою дорогу к Богу. Молятся за весь мир, за Родину, за всех нас.

В монастыре можно и потрудиться, и помолиться. Многие люди уже по несколько раз возвращаются сюда снова и снова. Побыть два-три дня, убежать от мирской суеты, особенно когда бывают затяжные праздники. Душе, помимо веселья, требуется и духовная пища.

– Если человек чем?то занят, у него всегда времени мало, – отмечает игумен Савин. – А безделье – это страшно. Есть хорошее выражение – «незанятые руки – прибежище дьявола». Когда человек ничем не занят, то не знает, куда себя деть.

В монастыре, слава Богу, есть где приложить свои силы каждому насельнику и труднику монастыря. Нехватка людей ощущается везде – как на богослужении, так и на стройке, в трапезной, на огороде, в благоустройстве территории. И монахи, и мирские делают святое дело – трудятся на возрождение древней обители нашего края.

Русская держава изначально образовывалась как православное государство, и Церковь всегда была стержнем нашего народа. Поэтому, если кто?то трудится над возрождением святынь, он тем самым укрепляет духовные основы общества, без чего невозможно и возрождение России.

Поделиться в соцсетях