Если «гадость ваша заливная рыба»

Каждый из нас становился клиентом предприятий общественного питания и не мог не сделать вывода: они стали гораздо более цивилизованными, чем несколько лет назад. Интерьеры, обслуживание, кухня ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных сегодня на порядок выше, и это понятно – конкуренция. Тем не менее, есть еще немало причин для недовольства. А это повод еще раз познакомиться с законом о защите прав потребителей. И не только с ним.

Написано пером

– Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности – Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением правительства РФ, – рассказывает консультант отдела по защите прав потребителей администрации Волгоградской области Илона Егорова. – В соответствии с ними потребителю в обязательном порядке должна быть предоставлена следующая информация.

Информация об исполнителе. Наименование организации с указанием организационно-правовой формы и места нахождения, тип, класс заведения. Индивидуальный предприниматель должен указать информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также информацию о номере, сроке действия лицензии, органе, ее выдавшем.

Информация о режиме работы. Режим работы устанавливается исполнителями услуги самостоятельно. Информация о нем указывается на вывеске организации. Если возникает потребность временно приостановить работу заведения, необходимо предоставить информацию о дате и сроках возобновления работы.

Информация об услугах:

– перечень услуг и условия их оказания;

– цены и условия оплаты услуг;

– фирменное наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

– сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки алкогольного напитка и об объеме его порций;

– сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), весе и объеме, калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;

– сведения о содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания при организации детского и диетического питания;

– наименования нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

Потребитель должен иметь возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания не только в зале обслуживания, но и за его пределами, поэтому данную информацию рекомендуется размещать у входа в заведение. Также в меню или прейскуранте необходимо доводить до потребителей стоимость дополнительных услуг.

Информация о добровольной сертификации услуг. При наличии добровольной сертификации нужно ознакомить потребителя с подлинником сертификата или его копией, заверенной держателем сертификата, нотариусом или органом по сертификации услуг, выдавшим сертификат.

Не доводить до греха

Потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среде. Некачественные услуги общественного питания нередко создают угрозу здоровью. Поэтому производителю услуг в обязательном порядке необходимо устанавливать сроки годности приготовленных блюд. Без них реализация запрещена!

В случае приобретения некачественной продукции потребитель имеет право предъявлять претензии производителю. Производитель обязан немедленно приостановить изготовление продукции на срок, необходимый для устранения причин ненадлежащего качества продукта. Если устранить такие причины невозможно, то исполнитель должен прекратить изготовление продукции, изъять ее у потребителей, организовать ее экспертизу, утилизацию или уничтожение. Помимо безопасности пищевых продуктов исполнитель обязан обеспечить и безопасность присутствия потребителя в зале обслуживания.

Если какое-либо из перечисленных выше нами прав потребителей в учреждении общественного питания было нарушено, потребитель согласно ст. 29 Закона вправе потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков, а если они не будут устранены в согласованный срок – отказаться от заказа;

– соответствующего уменьшения цены блюда;

– безвозмездного приготовления другого аналогичного блюда, повторного оказания услуги. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему продукцию;

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или с помощью третьих лиц;

– расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки исполнения услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Ст. 31 Закона определены сроки, в течение которых заявленные требования потребителя должны быть удовлетворены. Требования об уменьшении цены, о возмещении расходов по устранению недостатков, о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, должны быть удовлетворены в 10-дневный срок. Требование о безвозмездном приготовлении другого аналогичного блюда, повторном оказании услуги должно быть выполнено в срок, предусмотренный договором для первоначальной услуги.

Если из-за недостатков услуги был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то согласно ст. 14 Закона исполнитель должен возместить этот вред в полном объеме, если не докажет, что он причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления услуги.

Договором могут быть предусмотрены дополнительные меры ответственности исполнителя за нарушение прав потребителя. Помимо гражданско-правовой ответственности, предусмотренной Законом, за нарушение прав потребителя на исполнителя может быть возложена административно-правовая и уголовная ответственность. Например, кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность должностных и юридических лиц за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, за обман потребителей, за нарушение права потребителя на информацию, за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность исполнителей.

Законодательством предусмотрено достаточное количество механизмов защиты прав потребителей. Однако в любом случае спор до суда лучше не доводить – ведь случаи, когда потребитель оказывается неправ, крайне редки. А репутация для предприятия общепита – вещь немаловажная.