Это вам не игрушки

Увлеченные одним делом, мастера нередко объединяются в коллективы. Работая на голом энтузиазме, они умудряются покорять сердца избалованного заграничного потребителя. А вот у себя дома наши умельцы больше встречают препятствий и непонимания, чем поддержки.

ООО «Царицынская игрушка» было создано в 2008 году группой настоящих энтузиастов – врачом, педагогом, инженером и художником.

– Ни у кого из нас, – вспоминает директор и одновременно один из учредителей предприятия Георгий Семихов, – не было тогда опыта работы в игрушечном бизнесе. Не было понимания того, что требуется на рынке, какие нужны технологии. Но мы собрались и решили: пора что-то делать для того, чтобы дети в России играли русскими игрушками. И не просто русскими, а игрушками с русской идеологией, которые развивали бы эстетическое чувство детей, воспитывали их в наших национальных традициях.

Денег у учредителей было совсем немного. На них приобрели станок с ЧПУ, арендовали помещение и размечтались, что первую продукцию – деревянные конструкторы, разработанные по собственным эскизам, детсады будут с руками отрывать. Но не тут-то было! Конструкторы, которые пытались отдать на реализацию в магазины, месяцами пылились на полках без всякой надежды на реализацию. Покемонам, Человекам-паукам и иже с ними они не смогли составить конкуренцию.

В такой ситуации впору руки опустить, но владельцы предприятия сделали отчаянный шаг – поехали в Германию на традиционную Spielwarenmesse – самую крупную международную выставку игрушек. Убедились в том, что до Европы им расти еще и расти, однако не испугались – вдохновились. Целый год после этого маленький коллектив предприятия работал фактически на одном энтузиазме. Методом проб и ошибок изучали рынок, постигали такую важную науку, как маркетинг. Постепенно приходил опыт. А вместе с ним расширялся ассортимент.

– Мы принципиально отказались от матрешек, – подчеркивает заместитель директора Максим Майданов. – В России множество предприятий специализируется на их изготовлении. А нам хотелось делать то, что не делает вообще никто.

Так на свет появились деревянные погремушки – курочки, барашки, морские коньки, Пети-петушки – сделанные из бука, «сваренные» в составе из воска и льняного масла и наполненные для «звона» гречкой. Потом разнообразные деревянные каталки и качалки, изображающие фигурки животных, деревянные кубики, развивающие игры – мемори, елочные игрушки, уникальные рождественские вертепы. И конечно, конструкторы, из которых можно собрать не только терема, но и целый город. Интересно, что в состав конструкторов включены оригинальные строительные элементы, характерные для традиционного русского зодчества.

Интерес к волгоградскому предприятию проявили профессиональные педагоги-методисты, увидев его уникальные изделия на федеральных выставках. Казалось бы, ну вот он, успех. «Царицынская игрушка» покоряет европейский рынок, становится лауреатом Федерального конкурса «100 лучших товаров России», получает престижную награду «Психологи рекомендуют», которая вручается независимыми российскими экспертами лучшим детским игрушкам, появляющимся на отечественном рынке, директора Георгия Семихова – профессионального художника-иконописца и резчика по дереву – записали даже в Гильдию немецких дизайнеров. А вот статус предприятия народного художественного промысла с правом на соответствующую государственную поддержку «Царицынская игрушка» получить не может. В Царицыне никогда не было производства игрушек, а значит, и нет традиций. Так что для их формирования и для получения статуса, объяснили учредителям, предприятие должно работать на российском рынке не менее 70 (!) лет. И в торговлю путь уникальной царицынской игрушке по-прежнему заказан.

– Сетям нужны большие объемы и очень низкая цена, – объясняет Георгий Семихов. – А мы не можем обеспечить ни того, ни другого. Предприятие наше маленькое – на производстве трудится всего 10 человек (между прочим, найти специалиста – громадная проблема), расширять его у нас нет финансовых возможностей. Так что работаем в основном на выставках и принимаем индивидуальные заказы по Интернету.

В заказах, кстати, недостатка нет. Самую популярную игрушку – Буратино желают приобрести в Латвии, Германии, США и даже в Малайзии. Наши бывшие соотечественники тоскуют по своему советскому детству и замечательных игрушках того времени, и немаленькая цена на деревянного человечка с длинным носом их совершенно не смущает. Наши же детсады, как заявили владельцам предприятия большие городские начальники, не имеют денег не то что на уникальные деревянные города и погремушки с гречкой, но даже и на саму гречку. Когда кормить детей нечем, до игрушек ли? Поэтому на предприятии так гордятся своими редкими заказчиками – Москвой, Рязанью и… Еланским районом Волгоградской области. Район выиграл федеральный грант и заказал для одного из детсадов деревянный город. Появятся ли в списке заказчиков другие муниципалитеты нашего региона – большой вопрос. Впрочем, на «Царицынской игрушке» работают оптимисты и они не теряют надежды на лучшее. Тем более что все относительно.