«Главный эксперт – учитель у парты»

В День учителя, который праздновался на этой неделе, корреспондент «ВП» встретился с Инной Чернягой, за спиной которой более 40 лет педагогического стажа, 23 из них она возглавляла в Волгограде городской отдел народного образования.

– В моей семье не было учителей. Я решила поступать в педагогический, потому что уже в седьмом классе стала вожатой, мне нравилось работать с ребятами, у меня это получалось, – делится воспоминаниями Инна Черняга. – Директором школы № 1, где я училась, был Афанасий Максимович Розка, удивительный человек. Со своей большой семьей, а у него было пятеро детей, он жил при школе, можно сказать, жил школой, посвящая ученикам все свое время. Афанасий Максимович преподавал русский и литературу, а его жена работала библиотекарем. Когда я окончила 10 классов и сказала ему, что подала документы на литфак пединститута, он схватился за голову: «Ты с ума сошла, зачем тебе эти бесконечные тетрадки?» Он предложил мне учиться заочно и работать в школе вожатой. И пока я думала, что же делать, директор сам перевел меня на заочное отделение исторического факультета и устроил на работу.

Так началась педагогическая история Инны Черняга. Сначала вожатая, затем учитель-предметник и классный руководитель, а уже в 28 лет – директор родной школы № 1. Стремительная карьера складывалась сама собой.

– После первых двух лет работы в школе я победила в конкурсе вожатых, за что обком комсомола в качестве поощрения отправил меня работать в «Артек». До сих пор вспоминаю эти несколько месяцев во Всесоюзном пионерском лагере как лучшее время в своей жизни. «Артек» – особый мир, потрясающая школа работы с детьми: организационная, профессиональная, гуманитарная, психологическая. Она многое мне дала, – отмечает Инна Михайловна.

Любую ситуацию рассмотреть с разных сторон, вникнуть в проблему, быть деликатной с детьми, родителями и коллегами – вот что она всегда считала главным в работе. Наверное, именно за это ее ценили учителя и любили ученики, со многими из которых она общается до сих пор. Наверное, поэтому после восьми лет работы директором школы Инне Черняга предложили возглавить отдел образования Тракторозаводского района, а потом и всего Волгограда.

– Я никогда не стремилась занять какой-либо пост. Каждая новая работа была для меня непростым решением, потому что я считаю, что на первом месте у женщины должна быть семья. Но уже если взялась, то отдавалась делу целиком, – признается Инна Михайловна. – Помню, прежде чем возглавить гороно, я прошла огромное количество собеседований. В те времена кадровые решения принимались очень взвешенно. Этого, я считаю, сегодня не хватает руководству всех уровней. Кадровая политика – определяющий момент и подходить к нему следует со всей ответственностью.

Вспоминая долгие годы работы на посту руководителя городского образования, Инна Михайловна ни разу не похвалилась своими достижениями, не пожаловалась, как было тяжело. Основной темой нашей беседы стали ученики и учителя, их взаимоотношения, уклад школьной жизни.

– Меня тревожит, что сегодня учителя буквально зациклены на воспитании лидеров, на поиске талантливых детей. Я понимаю, что к этому их подталкивает стимулирующая система надбавок, по которой больше получает тот педагог, чьи воспитанники побеждают на олимпиадах. И когда ему заниматься детьми, которые по психологии своей не лидеры? Теми, кто по разным причинам не может проявить выдающихся способностей? Ведь таких учеников большинство, а внимание учителя приковано к ребятам, успехами которых можно заполнить портфолио, – считает Черняга.

По мнению Инны Михайловны, нравственные проблемы общества как в зеркале отразились в сфере образования. Она убеждена, что именно перекос в системе ценностей привел к тому, что школьники сегодня позволяют себе неуважительно относиться к педагогам, а учителя – заказывать подарки к выпускному вечеру.

– Общество сильно изменилось, взяточничество процветает даже в образовании. Мне стыдно, что такие явления пришли в школу. И поэтому ЕГЭ, который все критикуют, я принимаю как попытку борьбы с коррупцией. В этом году я побывала и на городской, и на областной педагогических конференциях. Выслушала доклады руководителей, приглашенных гостей. В каждом выступлении так или иначе шла речь о зарплате педагогов. То, что партия «Единая Россия» взялась за повышение оплаты труда учителя, это правильно. Надо так повысить основную ставку, чтобы все – и учителя, и воспитатели, и педагоги дополнительного образования, о которых незаслуженно забывают, – получали достойную зарплату и посвящали себя детям, а не поиску заработков.

Ну и конечно, говоря о школе, Заслуженный учитель и ветеран труда Инна Черняга не могла оставить без внимания вопрос модернизации отрасли.

– Я очень рада, что по программе модернизации образования сегодня насыщают школы новым оборудованием, информационными технологиями. Это, безусловно, правильно. Но в то же время не понимаю, кто придумал новые образовательные стандарты, по которым в начальных классах необходимо обучение на ноутбуках? Они будут лежать в шкафу, потому что по санитарно-гигиеническим нормам детям этого возраста можно заниматься на компьютере не более 20 минут в неделю. Школе нужны перемены, но в вопросах модернизации главным экспертом должен быть не чиновник, а практикующий учитель, который стоит у парты.

Поделиться в соцсетях