Город печального образа учат улыбаться

Над созданием позитивного восприятия областного центра придется потрудиться. В соответствии с концепцией стратегии развития Волгограда он должен предстать в образе центра новой индустриализации. Методы формирования позитивного имиджа областного центра обсудили на расширенном заседании президиума Совета директоров Волгограда.


Подключить эмоции

Новая индустриализация стала опорным рычагом в работе над стратегией развития города – «серьезнейшего документа», как охарактеризовал его первый заместитель главы Волгограда Михаил Девятов.

– Работа идет непросто, усилия будут направлены на преодоление существующих проблем, – признался он. – Несмотря на проведенный глубокий анализ и всесторонне их понимание, четких перспектив, которые могли бы вывести город на новый уровень, не видно. Для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо серьезно поработать.

Индустриализация 20-х и послевоенный рывок 60-х годов прошлого века в свое время вывели Сталинград-Волгоград на принципиально новый уровень. Сегодня будущее связывают с действиями главы региона Андрея Бочарова, направленными на возрождение крупных предприятий и восстановление былого промышленного потенциала.

Глава администрации Волгограда Александр Чунаков в свою очередь отметил, что нужно воспользоваться сегодняшним вниманием федеральных властей к региону и строить имидж не только через промышленность, но и услуги – транспортные, медицинские, образовательные.

– Выстраивание имиджа территории невозможно без коммуникаций с горожанами, – озвучила свою позицию писатель и журналист Анна Степнова. – Мы можем придумать прекрасный образ Волгограда, но первый же таксист, который встретит гостей города на вокзале, скажет что-то такое, что мы не сумели ему внушить. Раньше было очень удобно – СМИ выступали посредниками между властью и обществом. Сейчас эта схема работать перестала, нельзя выстроить имидж без идентичности, взаимодействия местных сообществ и подключения эмоций.

Сегодня на «Вкусной карте» страны Волгоградская область представлена двумя городами: Камышин – арбузная столица России и Волгоград – горчичная столица. В то же время показательно, что в алфавите торговых марок, составленном волгоградской молодежью в «В Контакте», присутствует лишь один местный бренд, и тот – торгово-развлекательный комплекс. Можно ли изменить такое восприятие с помощью СМИ – еще вопрос, так как невозможно принять то, что не нашло подтверждения в личных ощущениях и эмоциональных переживаниях.

По мнению Анны Степновой, личный опыт позволяет убедиться в качестве волгоградских продуктов и ретранслировать эту идею дальше. Поэтому для определения имеющихся возможностей нужно привлекать к диалогу не только маркетологов, но и психологов, представителей СМИ и жителей города из различных социальных групп.

Лицом к позитивному опыту

Пока Волгоград оценивается как депрессивный город с плохими дорогами и отсутствием перспектив. Его еще воспринимают через призму победы в Сталинградской битве, но не как полифункциональный центр с интересными услугами, востребованными товарами и уникальными продуктами. К такому выводы пришли авторы исследования, проведенного Волгоградским филиалом РАНХ и ГС, характеризуют образ региона как однозначно негативный и экспертные оценки. Озвучив эту информацию, руководитель портала городского развития «Волгоград 2.0» Анастасия Корнилова предложила волгоградским СМИ изменить избранный информационный вектор и в большей степени сосредоточиться на освещении позитивного опыта, который в Волгограде, безусловно, имеется.

О реализации проекта по созданию бренд-зон с товарами местных товаропроизводителей у воздушных ворот Волгограда, на ж/д вокзале и в речном порту рассказал руководитель департамента по промышленности и торговле Дмитрий Семененко. Если общая концепция сегодня ясна, то для конкретной реализации нужны идеи, мнения и оценки. Первый объект планируется открыть ко Дню города, в дальнейшем, после оснащения транспортных узлов, волгоградская продукция должна появиться в бренд-зонах гостиниц, ресторанов, магазинов и т. д.

– «Волгоград должен когда-то стать городом с человеческим лицом», – процитировал Владимира Теплицкого, основателя газеты «Деловое Поволжье», председатель КСП Волгограда Владимир Гордин. – С тех пор, когда были сказаны эти слова, прошло несколько лет, но город-победитель, город-герой так и не обрел улыбающегося лица. Экономический кризис 2008 года в Волгограде начался раньше и до сих пор не закончился, депрессив городу пока еще присущ. Но после донесения через СМИ выступлений губернатора, новых вызовов у меня появилась вера в возрождение Сталинграда-Волгограда и ощущение того, что после Москвы и Санкт-Петербурга будет стоять наш город.