Гость из космоса: 95 лет назад под Царицыном выпал самый крупный в России метеоритный дождь

Вечером в среду, 6 декабря 1922 года, небо над селом Царев осветилось невиданными красками, раздался громкий взрыв, равный по силе, как писали тогдашние газеты, тысячам снарядов. Метеорит весом более полутора тонн обрушился на землю в виде каменного дождя. Как говорят ученые астрономы, тот «ливень» до сих пор считается крупнейшим в России и третьим по величине в мире за всю историю наблюдений за метеоритами.

Правда, про метеорит под Царевом вскоре забыли. Не до того было сельским жителям: в 20-е в Поволжье царил голод, потом война.

Про гостя из космоса вспомнили спустя 57 лет. Местный электрик Борис Никифоров в 1979 году написал в комитет по метеоритам Академии наук СССР, что при вспашке целинных земель совхоза «Ленинский» крестьяне на протяжении нескольких лет находят необычные камни. И камни эти довольно внушительных размеров. За одним, например, трактористы в поле даже обедали, а те, что поменьше, селяне приносили домой и использовали при засолке капусты в качестве утяжелителя.

Борис Никифоров хранил метеорит у себя во дворе. Фото: из архива Волгоградского планетария

– Борис Никифоров был образованным человеком, слыл в деревне чудаком за то, что любил научно-популярные журналы, когда-то работал с геологами и увлекался астрономией. Большие валуны ему сразу показались подозрительными, – рассказывает Галина Тимонина, лектор Волгоградского планетария, где хранится фрагмент метеорита «Царев». – Ученые из комитета по метеоритам, куда Никифоров сообщил о находке, попросили его прислать кусочек камня. Он отправил. В результате исследования выяснилось, что под Царевом упал хондрит.

Галина Тимонина рассказывает историю метеорита «Царев»

___________________________________________________________________________________________

СПРАВКА ВП

Хондрит – наиболее распространенный вид каменных метеоритов. Хондриты составляют 92 процента от всех падающих на Землю метеоритов. Считается, что они образовались из протопланетного облака, окружающего Солнце. Возраст хондритов более 4,5 млрд лет.

Вблизи села Царев (Ленинский район): метеорит упал в степи

В село направили ученых. В последующие годы было обнаружено более 80 фрагментов метеорита. Самый большой из них весит 284 килограмма.

– Считается, что до Земли долетает всего 10 процентов от метеора, остальное сгорает в плотных слоях атмосферы, – отмечает Тимонина. – Можно предположить, что общая масса тела, которое летело, составляла 15-16 тонн.

Фрагмент метеорита «Царев»

Фрагменты метеорита «Царев» в основном хранятся в минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана в Москве. Некоторые куски находятся в частных коллекциях. В Волгоградском планетарии на всеобщее обозрение представлен фрагмент (не отдельный камень, а отпиленная часть одного из них) весом в пару десятков килограммов.

Метеориты, упавшие в нашем регионе
1843 год – каменный метеорит «Верхнечирский», вес 3 кг.
1854 год – железный метеорит «Сарепта», вес 14 кг.
1904 год –метеорит палласит «Липовский», Ольховский район, вес 3,8 кг.
1916 год – каменный метеорит «Петропавловка», Дубовский район вес 1,7 кг.
1922 год – каменный метеорит «Царев», Ленинский район вес 1500 кг.

Узнать все о метеоритах можно в Волгоградском планетарии.