Граница между земным и загробным мирами

Одним из уникальных памятников истории и архитектуры Волгограда по праву считается сарептская кирха. У нее интересная история. Здание было построено на добровольные пожертвования жителей Сарепты и средства, подаренные в 1769 году Екатериной II гернгутской братской общине. До этого богослужения проходили в деревянной постройке.

Единство светской и духовной жизни

Строительство каменной церкви началось в 1771 году по образцу одной из кирх Братского Союза гернгутеров в Германии. Фундамент делали из дикого камня. Стены – из кирпича местного производства.

Камень сплавляли вниз по Волге из каменоломен возле станицы Волжского казачьего войска Антиповской. Там до 1778 г. существовала каторга.

Во время закладки первого камня будущего храма сарептяне замуровали в фундамент жестяную банку с письмом потомкам и медную памятную табличку. Во время реставрации кирхи закладку не обнаружили. Поэтому она до сих пор находится в одном из лицевых углов фундамента здания.

Освящение церкви состоялось 16 сентября (по новому стилю) 1772 года – в день седьмой годовщины основания Сарепты. Так что в этом году сарептская кирха празднует свой 240-летний юбилей. На освящении храма присутствовали астраханский губернатор Н. А. Бекетов и известный российский ученый профессор С. Г. Гмелин. Во время торжественного обеда по этому случаю губернатор приказал гарнизону сарептской крепости палить из пушек. Когда дым выстрелов развеялся, оркестр братской общины на колокольне кирхи исполнил несколько хоралов.

Кирха выглядела величественно. Она была одной из первых каменных построек колонии. Ее внешний вид отличался от обычных лютеранских кирх. На башне располагались часы с двумя циферблатами и шпиль с флюгером. Циферблат часов, выходивший на площадь колонии, был черным. Циферблат, выходивший в сторону кладбища, имел белый цвет.

Часы в то время обычно устанавливали на городских ратушах, а башни церквей венчали кресты, а не флюгеры. Эти особенности сарептской кирхи символизировали единство духовной и светской жизни в поселке.

Духовная жизнь для гернгутеров была важнее: флюгер со шпилем образовывали крест, который возвышался над часами. Цветовая символика часов, вероятно, означала скорбь от разлуки людей с Иисусом Христом в земной жизни и радость от возможности соединиться с ним в загробном мире.

Белый агнец с флагом

Место расположения кирхи было выбрано не случайно. Сарепта застраивалась по плану, утвержденному центральной дирекцией Братского Союза гернгутеров. Она имела крестообразную планировку, воплощавшую идею распятия. «Низ» креста составляли торговые и ремесленные кварталы. Горизонтальную перекладину образовали улицы с общинными домами, принадлежавшими разным корпорациям. По «верху» креста проходила дорога на кладбище – путь в загробный мир.

Кирха занимала точку пересечения перекладины и «верха» – местопребывания общины и пути в загробный мир. На обычном распятии в этой точке изображается голова Иисуса Христа. Таким образом, кирха «возглавляла» символический крест, была вместилищем идей и учения Иисуса Христа и одновременно границей между земным и загробным мирами.

До исключения Сарепты из Братского Союза в 1892 году интерьер сарептской кирхи также имел гернгутскую специфику. Он отличался от современного, созданного по лютеранским образцам. Зал кирхи был оформлен просто и аскетично. Стены, занавеси и мебель были белыми. Вместо алтаря и кафедры, принятых у лютеран, в центре алтарной части зала располагались литургический стол и кресло для священнослужителя. За ними на стене висела картина с изображением распятия Иисуса Христа. Ее автором был сарептянин А. Л. Брандт – талантливый живописец, получивший художественное образование в Англии и Франции. Гернгутеры, как и лютеране, не использовали икон и заменяли их картинами на библейские сюжеты.

По обе стороны от стола вдоль стены были установлены скамьи для старейшин общины и попечителей хоров. Стол покрывала зеленая скатерть. Ее украшал символ Братского Союза – белый агнец с флагом. На флаге был изображен красный крест. Слева от стола крестильная находилась купель.

Церковный зал был символической гостиной, в которой община принимала Иисуса Христа. Гернгутеры верили, что во время службы Он незримо находится среди них.

Кирха имела два входа и условно делилась на две половины. Справа от литургического стола находились мужская половина кирхи и мужской вход. Слева – женская половина и женский вход. На церковных хорах справа размещался орган. Слева – певчие и оркестр.

В начале 1774 года в кирхе установили первый орган. До этого богослужения сопровождала музыка фортепьяно, духовых и струнных инструментов. В том же году храм разорили повстанцы под предводительством Е. Пугачева. Мятежники изрубили орган в щепки, испортили мебель, изорвали и разбросали по полу архив братской общины. Примечательно, что алтарную картину варвары не тронули.

Под музыку Моцарта и Бетховена

Новый орган установили в 1779 году. Вероятно, он был недостаточно мощным, так как община попросила в начале 1790-х годов мастера музыкальных инструментов Мюнниха из Москвы изготовить большой орган. Мастер привез орган в Сарепту в 1795 году. Освящение инструмента состоялось 14 июля.

После речи пастора органист исполнил на нем несколько мелодий. Гернгутеров восхитила красота звучания нового органа. Они отметили, что с этим инструментом музыка в кирхе стала более пронизывающей и приобрела особенно тонкий оттенок. Сарептские органисты исполняли произведения великих композиторов Гайдна, Генделя, Грауна, Мендельсона, Моцарта, Бетховена и других.

Кирху посещали многие известные и именитые люди. Например, великий немецкий ученый Александр Гумбольдт, наследник российского престола Николай Александрович и многие другие. К приезду наследника орган в кирхе был позолочен. Его заменили в 1884 году органом, изготовленным в Дании.

Сарепта была исключена в 1892 году из Братского Союза. На следующий год кирху передали Евангелическо-лютеранской церкви России. Ее интерьер и внешний вид изменили в соответствии с лютеранскими нормами.

С установлением советской власти священнослужители подверглись репрессиям. Последнего сарептского пастора Константина Руша арестовали в 1929 году. Службы стали вестись нерегулярно. Лютеранская община начала распадаться.

Живой звук

По решению советских властей кирху в 1938 году закрыли. Ее башню демонтировали, орган разобрали. В здании размещались вначале кинотеатр «Культармеец», затем с 1967 года – склад универсального торга.

С появлением Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Старая Сарепта» кирха стала составной частью музейного историко-архитектурного комплекса. Она была отреставрирована в 1996 году на пожертвования, собранные евангелическо-лютеранской общиной церкви Берлин-Брандербург. Музей передал кирху в пользование евангелическо-лютеранской общине Волгограда. В ней возобновились церковные службы.

По инициативе пастора Дидриха Хальмана в Германии начался поиск нового органа. Орган нашелся в г. Кассель. Его отреставрировали на добровольные пожертвования в г. Котбус и доставили в Сарепту. В марте 2005 г. орган установили в кирхе. Стали проводиться органные и инструментальные концерты, вновь зазвучали шедевры мировой классической музыки.

С прошлого года концерты, организуемые музеем-заповедником и евангелическо-лютеранской общиной, стали регулярными. Их репертуар разрабатывается на несколько месяцев вперед. Сегодня сарептский орган – единственный в регионе подобный инструмент с живым звуком, без электронной подзвучки.

Врез. 1.

Кирха «возглавляла» символический крест, была вместилищем идей и учения Иисуса Христа и одновременно границей между земным и загробным мирами.

Врез.2

Храм разорили повстанцы под предводительством Е. Пугачева. Мятежники изрубили орган в щепки, испортили мебель, изорвали и разбросали по полу архив братской общины. Примечательно, что алтарную картину варвары не тронули.

Подпись к фото:

Вид кирхи со двора. Акварель. Художник епископ Б. Райхель. 1820-е гг.