Граница учебе не помеха

Учеба за рубежом – сейчас не просто модная и достаточно доступная возможность, но зачастую почти непременное условие для достижения значительных карьерных высот. «Волгоградская правда» периодически рассказывает о жизни земляков-волгоградцев, отправившихся покорять зарубежные университеты. Теперь стоит, пожалуй, рассказать и о том, как это сделать с технической точки зрения.

Когда человек осознает для себя необходимость получения зарубежного образования, то перед ним встает практический вопрос, как именно это сделать. Как отмечает куратор образовательных проектов в представительстве Европейского Союза в России Никола Скарамуццо, который уже более десяти лет занимается работой со студентами, главная проблема заключается в том, что при обилии разнообразных программ, нет единого информационного пространства.

– Мне приходилось сталкиваться с тем, что из двоих студентов, сидящих рядом за одним столом, один уже отучился в европейском университете два года, а другой даже не знает о том, какой именно программой тот воспользовался, – говорит он.

Если попытаться классифицировать все возможности, которые существуют, чтобы получить зарубежное образование, то можно выделить несколько категорий. Среди них программы, предлагаемые самими европейскими университетами, программы специальных фондов или благотворительных организаций, программа «Global Education», реализуемая российским Агентством стратегических инициатив, стипендиальные программы реализуемые правительствами стран Европы и, наконец, некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами ERASMUS. Последняя становится в настоящее время все более популярной, поэтому имеет смысл остановиться на ней подробнее.

В целом ERASMUS – это программа, направленная на развитие сотрудничества и мобильности студентов и преподавательского состава из стран, не входящих в Европейский союз, в том числе России. ERASMUS предусматривает объединение европейских вузов в так называемые консорциумы, на базе которых создаются специальные образовательные программы индивидуально для каждой специализации – от юриспруденции до сельского хозяйства. Каждая из таких программ, а их в настоящее время насчитывается 131, предполагает обучение как минимум в двух разных странах и, как правило, на двух разных языках. Студентам, согласно программе полагается и достаточно приличная стипендия, которая становится их основным источником дохода в течение всего срока обучения.

Самый важный момент при участии в любой образовательной программе – грамотно составленная заявка. – Люди, которые работают в отборочной комиссии, принимают решение, не видя человека. Заявка становится для них его лицом. Многие ошибочно полагают, что заявки из-за своей унифицированной формы мало чем могут друг от друга отличаться. Однако когда приходится иметь дело с целым потоком, уровень становится хорошо заметен», – говорит Никола Скарамуццо и рекомендует начинать сбор документов для портфолио заранее.

Список необходимых документов в большинстве случаев одинаков с незначительными вариациями. В случае с ERASMUS требуется заполненная анкета-заявка по форме, размещенной на странице программы на сайте Европейского Союза, копия заграничного паспорта с достаточным сроком действия, документ о завершенном высшем образовании (так как программы ERASMUS магистерские и требуют уровня бакалавра), мотивационное письмо и резюме - curriculum vitae . Два последних документа являются наиболее важными для принятия комиссией решения по поводу кандидатуры соискателя. В мотивационном письме необходимо максимально емко и доступно разъяснить, чем привлекает конкретная программа, сослаться на опыт работы или научных исследований в этой сфере, поразмышлять о результатах, которых удастся добиться с помощью курса. Резюме также не должно быть простым перечислением этапов жизненного пути, лучше, если оно будет сопровождаться рекомендациями тех, под чьим началом довелось работать или учиться. Никола Скарамуццо рекомендует составлять резюме и мотивационное письмо в несколько приемов – написанное отложить и вернуться через некоторое время со свежим взглядом.

Соискателям программы ERASMUS следует также внимательно подходить к тому, какую из ее вариаций выбрать. Появившись в 2000 году, она претерпела немало изменений и существенно расширилась. Так, существуют программы для студентов и преподавателей. Преподаватели российской высшей школы могут пройти практику в европейском вузе сроком от 2 недель до 3 месяцев. Для студентов предусмотрена большая продолжительность – до 2 лет. В настоящее время существует три базовых формы: консорциум ERANET – MUNDUS , консорциум MULTIC и консорциум Triple I. Основные различия между ними заключаются в университетах-партнерах, принимающих в них участие и соответственно в содержании программ – от гуманитарных до математических и естественно-научных.

Популярность ERASMUS заключается прежде всего в том, что она в настоящий момент более всех прочих приблизилась к созданию того самого единого информационного пространства, позволяющего свести на единой площадке как можно большее число соискателей из университетов из Европы и России. Волгоградка Екатерина Стетюха уехала из России около двух лет назад – учиться в одном из университетов Германии по индивидуальной программе обмена берлинского вуза. Об ERASMUS она узнала уже там от студентов-немцев. Теперь Екатерина готовится к переезду в «страну ниже уровня моря» – Голландию. Время, проведенное за границей, она считает очень продуктивным.

– Зарубежное образование дает возможность узнать другую страну изнутри. Учеба за границей – это совсем другая связь со страной, нежели просто отпуск. Кроме того, университет – это фактически самостоятельное государство, попадая в вуз за рубежом и постепенно познавая, как он работает, ты получаешь громадный опыт, – говорит Екатерина.

Именно опыт – то, за чем едут за границу наши студенты. Цели, которые преследуют желающие учиться за рубежом, очень разные – кто-то хочет получить стартовую площадку для более успешной работы в России, для других это первая ступень к тому, чтобы перебраться за границу. Однако и те и другие едины во мнении, что наибольшую пользу приносят даже не конкретные знания, а сам факт жизни в другой стране, с другими правилами, законами, особенностями и языком. Именно поэтому, несмотря на определенный информационный вакуум, программ подобных ERASMUS появляется со временем все больше, как и людей, ищущих знания за пределами родной страны.

Поделиться в соцсетях