Грузовикам прописали плату за проезд

В регионе начинает функционировать система платного проезда по участкам федеральных трасс для большегрузных автомобилей

На всей территории России с 15 октября запущена в эксплуатацию система взимания платы за нанесение ущерба федеральным трассам грузовыми автомобилями массой свыше 12 тонн. До 29 февраля 2016 года тариф для водителей большегрузов за каждый пройденный километр федеральных дорог составит 1,53 рубля. В Волгоградской области протяженность федеральных трасс составляет 811 км. Перевозчики заявляют о серьезном росте расходов в связи с вводом платного проезда и снижении рентабельности перевозок. В администрации региона предлагают найти общее решение и обратиться с просьбой о корректировках на федеральный уровень.

Ранее на территории страны существенный ущерб, наносимый дорогам большегрузами, возмещался за счет действующих налогов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией.

18 мая 2015 года Правительством РФ были внесены соответствующие поправки в постановление № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Согласно действующему закону были утверждены тарифы, единые для всех субъектов страны. Так, для грузовиков массой выше 12 тонн до 1 марта 2016 года 1 км пути стоит 1,53 рубля. Позже тариф вырастет до 3,06 рубля и будет действовать до конца 2018 года.

Для работы с системой «Платон» водители должны будут зарегистрировать свой автомобиль на официальном сайте системы, отправив необходимый пакет документов на электронную почту. После обязательной регистрации перевозчик может выбрать два варианта использование системы: через бортовое устройство, которое будет фиксировать километры, или же с помощью маршрутной карты.

Бортовое устройство можно получить бесплатно в одном из центров обслуживания, заключив с оператором системы взимания платы договор безвозмездного пользования. В Волгограде такой центр открыт в Тракторозаводском районе по адресу: улица им. Николая Отрады, д. 15.

Система рассчитывает пройденные километры с помощью спутниковой связи. Деньги со счета перевозчика списывают в режиме онлайн. Другой вариант – сделать в системе маршрутную карту, которая рассчитает путь. Перед поездкой рассчитанные километры нужно будет оплатить через терминалы.

Установлена и система штрафов: водители за неоплаченный маршрут заплатят 5 тыс. рублей, перевозчику же несоблюдение постановления обойдется в 450 тыс. рублей, повторное нарушение может грозить штрафом до 1 млн рублей.

Поскольку далеко не все владельцы грузовых автомобилей успели зарегистрироваться, штрафные санкции до 1 мая 2016 года ограничатся пределами Московской области. Опоздавшим перевозчикам дана отсрочка на 6 месяцев, чтобы успеть подготовиться и привыкнуть к нововведениям.

Введение платы за проезд большегрузов вызвало протесты перевозчиков по всей России, в том числе и в Волгоградской области. Представители власти призвали участников акции решать проблемы цивилизованным путем и организовали встречу волгоградских грузовых перевозчиков с представителями областного комитета транспорта и дорожного хозяйства.

Мнения в ходе этого непростого разговора звучали разные.

– Пострадает малый бизнес, которому и так в условиях кризиса приходится нелегко, – считает региональный перевозчик Вячеслав Перепилицын. – В месяц фура проезжает порядка 16 тыс. км по федеральным трассам, это около 24 тыс. рублей, которые нужно будет заплатить только за один большегруз.

В областной администрации страхи перевозчиков посчитали преувеличенными. Заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Игорь Новиков пояснил, что общее увеличение расходов перевозчиков с введением новой оплаты составит 10?12?%. А вот отрицательно повлиять на рентабельность перевозок может лишь неэффективная работа самих предпринимателей.

– Цель нашей встречи – сформировать обращение и направить его от имени волгоградских перевозчиков в Правительство Российской Федерации, – отметил Игорь Новиков.

Отметим, что за два дня работы системы успешно прошли регистрацию уже более 400 тыс. транспортных средств по всей стране. Как отмечают специалисты, система позволит дополнительно собирать в бюджет порядка 40 млрд рублей в год. В пресс-службе Росавтодора отметили, что средства, полученные в результате функционирования системы «Платон», будут аккумулироваться в федеральном дорожном фонде. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

Помимо этого, сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента России, об использовании этих средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства, что позволит строить обходы крупных городов и мостовые сооружения с привлечением частных инвестиций.

Фото Сергей Григоренко