Губернатор попросил «Сапсан» до Волгограда

Съезд, который проходил в Москве 18-19 ноября, подтвердил правильность курса железнодорожной реформы, нацеленной на создание конкурентной среды и привлечение в отрасль инвестиций.

Свои приветствия съезду направили Президент России Дмитрий Медведев и председатель правительства . По мнению президента, повышение эффективности работы железных дорог является стратегически важной задачей. «При ее решении необходимо перенимать передовой международный опыт, делать ставку на внедрение логистических и управленческих инноваций, широкое применение современных информационных технологий». Владимир Путин в свою очередь отметил, что «востребованными окажутся инициативы, направленные на внедрение в железнодорожный комплекс современных инновационных технологий, привлечение дополнительных инвестиций, реализацию масштабных инфраструктурных проектов». 
В работе съезда принял участие глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко. Интересно, что он был одним из двух руководителей регионов, которые выступали с трибуны. Впрочем, особое внимание железнодорожников к Волгоградской области и ее губернатору вряд ли можно назвать случайным. ОАО «РЖД» эксплуатирует на территории региона почти 2% своей путевой сети и обеспечивает поступление порядка 5% налогов в областной и местный бюджеты. За последние годы железнодорожная компания заявила о себе как о ведущем инвесторе региона. Как отметил Анатолий Бровко, в 2010-2011 годах уровень инвестиций РЖД в экономику региона составил более 5 млрд, в 2012-2013-м он возрастет до 10 млрд, а до конца 2015 года сумма инвестиций достигнет 47 млрд руб. «Компания предложила нам такие масштабные проекты, которые любой регион счел бы за честь, – говорил в своем докладе Анатолий Бровко. – Причин две. Во-первых, это мощный производственный и логистический потенциал Волгоградской области. Во-вторых, проверенные временем партнерские отношения».
Самый большой и значимый проект – подписанное в Сочи инвестиционное соглашение по реализации проекта «Комплексная реконструкция участка «М. Горький – Котельниково» Приволжской железной дороги» с общим объемом инвестиций 30 млрд рублей. Важно, что администрация области оказывает поддержку в реализации этого проекта путем предоставления налоговых льгот.
Одним из самых успешных совместных проектов ОАО «РЖД» и администрации Волгоградской области стало также создание совместного предприятия – ОАО «Волгоградтранспригород». Оно признано в этом году лучшим в регионах и обещает стать безубыточным. «Это притом, что все повышают цены на электрички, а мы их снижаем, – заметил волгоградский губернатор. – Добиться такого результата удалось благодаря тому, что компании передается необходимое ей имущество и в результате обеспечивается экономия по аренде». Анатолий Бровко поблагодарил ОАО «Российские железные дороги» и ее президента Владимира Якунина за стратегический интерес к Волгоградской области и высокую оценку ее инвестиционного потенциала и попросил, чтобы Волгоград связали с Москвой высокоскоростным железнодорожным сообщением.
Выступавший на съезде первый вице-премьер правительства Виктор Зубков отметил особую роль железных дорог в развитии сельскохозяйственного производства. «Железные дороги стали фактором развития АПК и продовольственной безопасности страны, – подчеркнул Виктор Зубков. – В текущем году был собран хороший урожай зерна, из-за чего в ряде регионов скопились его избыточные объемы. И хотя в начале страды были временные перебои, в ноябре все же удалось обеспечить вагонным парком всю номенклатуру сельскохозяйственной продукции».
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин проинформировал участников съезда, что проводится четвертый этап реформирования отрасли. Многое сделано для создания конкурентной среды, повышения эффективности управления и привлечения инвестиций в отрасль. По оценке экспертов, перспективы отрасли выглядят позитивными. Как отметил Владимир Якунин, на втором съезде железнодорожников рассматриваются приоритетные задачи отрасли, в числе которых – реализация проектов, связанных со строительством олимпийских объектов, и развитие высокоскоростного пассажирского движения в России.
Однако, как отметил президент ОАО «РЖД», в ходе реформы возникают перекосы, которые приходится устранять в процессе работы. Так, например, сложная ситуация сложилась на рынке грузовых перевозок. «Реформа позволила создать условия для привлечения инвестиций на покупку вагонов, но грузовладельцы не почувствовали от этого улучшения, – заявил Владимир Якунин. – Вагонов много, но малому, среднему бизнесу и ряду других клиентов они стали недоступными. Станции были переполнены вагонами, но только в октябре-ноябре после принятия правительством соответствующих решений ситуация начала меняться в лучшую сторону».
В резолюции второго съезда железнодорожников были определены приоритеты и задачи научно-технического и инновационного развития железнодорожной отрасли, укрепление партнерства с промышленностью, развитие кооперации, расширение спектра пассажирских услуг и другие задачи.