И без бумажки – человек

Скоро очереди у окошек госучреждений уйдут в прошлое. Документооборот станет электронным, и можно будет дистанционно получить любые сведения из информационных ресурсов госструктур и подать или оформить любую справку. Как это сделать быстрее и качественнее, решали на специальном выездном совещании в Волгограде чиновники российского правительства и министерств.

С 1 июля 2012 года вступят в силу положения федерального закона № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», которые принципиально изменят работы государственных и муниципальных органов, в том числе органов и учреждений. Согласно этому закону наибольшие изменения коснутся непосредственно технологии предоставления государственных и муниципальных услуг жителям региона.
Уже сегодня к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия подключены 6 электронных сервисов региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. При этом областной центр региона в режиме тестирования использует 3 федеральных сервиса: Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и Росреестра.
Учитывая это обстоятельство, выбор Волгограда местом проведения совместного выездного совещания аппарата Правительства РФ, Минэкономразвития, Минкомсвязи по вопросам реализации субъектами Южного и Северо-Кавказкого федеральных округов федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» совсем не случаен. Наш регион достаточно успешно реализует федеральный пилотный проект по адаптации электронного документооборота, и, по словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций России Ильи Массухи, у региональной власти есть успешный опытом, которым следует поделиться.
– Волгоградская область является одним из передовиков в сфере перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид и пользованием этими услугами населением. В регионе собрана хорошая команда управленцев, которая очень быстро двигается по пути предоставления этих услуг. И мы хотим на примере наиболее продвинутых в этом плане регионов показать отстающим, как надо правильно строить свою работу на местах, – рассказал волгоградским журналистам замминистра. 
Отметил успехи Волгоградской области и директор департамента информационных технологий и связи правительства Алексей Попов, который считает, что создаваемая на территории Волгоградской области сеть многофункциональных центров является эталонной по формату предоставления гражданам возможности оперативно и комфортно пользоваться преимуществами электронных госуслуг.
Сегодня в Волгоградской области действует уже 13 многофункциональных центров, которые в ежедневном режиме принимают более 1300 человек и охватывают территорию, где проживают более 770 тысяч жителей региона.
Как рассказал председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации региона Вадим Щепинов, благодаря введению электронных новаций в режиме «одного окна» уже сейчас в МФЦ можно получить достаточно большой спектр электронных госуслуг, что особенно важно для сельских жителей.
По словам Щепинова, вступивший в силу 210-ый федеральный закон определил четкие правила, благодаря которым получение государственных услуг значительно облегчится. И произойдет это, прежде всего, за счет так называемого межведомственного взаимодействия. С 1 октября межведомственным взаимодействием охвачены все федеральные госструктуры, а с июля 2012-го оно распространится на региональные и муниципальные учреждения.
Выступая на совещании, глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко подчеркнул, что реализация положений федерального закона направлена на улучшение ситуации в одной из самых важных сфер государственного управления – взаимоотношениях граждан и бизнеса с государством. Поэтому с момента принятия закона его реализация на территории Волгоградской области находится под личным контролем губернатора и осуществляется непосредственно с его участием. 
– Я не так давно первым из губернаторов получил сертификат электронной подписи в Ростелекоме. Теперь имею возможность лично, заходя на портал госуслуг, следить за ходом перевода услуг Волгоградской области в электронную форму. Это гораздо более эффективно, чем читать отчеты моих подчиненных о проделанной работе, – считает губернатор.
Касаясь основной темы совещания – реализации положений закона, связанных с запретом истребования от граждан справок и документов, находящихся в распоряжении других органов власти, губернатор отметил большой объем работы, который еще предстоит проделать.
– Эта работа потребует от регионов как финансовых затрат, так и организационной мобилизации региональных ведомств и органов местного самоуправления. Но работу эту всегда выполняешь с энтузиазмом, потому что ее цель – реальное облегчение жизни наших граждан, избавление их от мытарств хождений по кабинетам, снижение коррупционной составляющей при предоставлении государственных и муниципальных услуг, – подчеркнул глава региона.
Губернатор поблагодарил представителей высокопоставленных московских гостей за четкую координацию деятельности регионов и федеральных органов при переходе на межведомственное электронное взаимодействие.
– Для понятия актуальности и масштаба темы приведу пример. У себя в регионе мы выявили 57 справок и документов, за которыми наши граждане должны обращаться в 25 федеральных органов исполнительной власти, чтобы получить наши областные и муниципальные услуги. И без координации мероприятий от имени аппарата правительства, наверное, согласование со всеми федеральными органами исполнительной власти заняло бы месяцы, а может, и годы, – подытожил губернатор.